Прошлым летом один мой знакомый иудей, возвращаясь из синагоги, после восторженного богослужения пребывая в некоторой рассеянности забыл снять кипу. Идя по улице, он недоумевал, почему некоторые люди бросают на него подозрительные взгляды, но не придавал этому особого значения.
Однако пара ударов в челюсть несколько вывела его из равновесия. В результате нападения неизвестных мой знакомый оказался в больнице с шиной на лице и гипсом на переломанной ноге.
И это не редкий случай. Зачастую, иудеям, которые пребывают в России, приходится скрывать свою национальность и вероисповедание, дабы избежать презрительных взглядов, а то и получить травмы. Каким мужеством нужно обладать, чтобы повесить перед входом своего жилища мезузу, повязать тефилин, одеть кипу или штраймл?
То же ношение кипы – это несомненно, долг и обязанность каждого иудея. Изначально, это происходит из Торы, книги Шмот, в которой прямо указывается, что приближенные к господу при служении ему должны покрывать голову. Позже это трансформировалось в обычай, - ношение кипы должно деккларировать, публично выразить отношение евреев к служению Б-гу – оно не ограничивается присутствием в синагоге или духовным саном, каждый еврей контактирует с Ним в каждом своем поступке. Также ношение кипы, как и обрезание приближает человеку к единству еврейского народа, - так утверждал рав Нахман из Брацлава. Современные раввины куда более строги, так например рав Ашев, в недавней лекции говорит:
Кипа – это ещё серьёзнее и сложнее, чем одежда. Это провозглашение Вашей религиозности. Не так просто вдруг появиться в кипе на работе или в кругу родственников на дне рождения папы?! Не каждый способен выдержать язвительные насмешки и нашептывания за спиной, э-э-э, смотри на него, религиозным заделался... С другой стороны, носить кипу – это большая ответственность. Вы теперь представитель еврейского народа.
Позже, во времена изгнания, раввины постановили, что не носить кипу можно только в том случае, если в месте проживания это чревато насилием над носящим его. Но тем не менее, в месте моления (синагоге, у стены плача) ношение кипы или штраймла обязательно. (многие, не носящие кипу в повседневной жизни в молельном месте следуют этому неукоснительно? например вот, вот, вот вот
Но это лишь во время богослужений. В обычной жизни ношение кипы простому, не высокопоставленному иудею небезопасно. Когда же общество придет к нормам толерантности и человеколюбия?
На эту же тему, кстати, в своей последней, очень хорошей статье рассуждает известная правозащитница и оплот демократии в нашей стране Валерия Ильинична Новодворская. Прислушаемся же к ней.
здровствуйте как маринават огурци