В ответ на: По-моему в русской Православной общине как раз всегда был силен "материнский" архетип земли-матушки
В ответ на: А можно узнать соотвествующие цитаты из русских Святых Отцов или богослуженных текстов?
"Да прорастит земля, да изринет не то, что имеет, но да приобретет то, чего не имеет, поскольку Бог дарует силу действовать" (Василий Великий). Т.е., Земля сама собою производит жизнь, пользуясь дарованной ей Богом силой действовать.
"Да произведет вода... да произведет земля" при описании Творения тоже, как будто, предполагают за Землей некую активность. Не будет слишком большой натяжкой предположить, что эта активность не позволяет Православному, подобно протестанту, считать Землю полностью мертвой и пассивной материей.
Что касается Матери-Земли в русском Православии, то это пошло, несомненно, из языческих верований, духовных стихов и разного рода апокрифов.
Так, в "Повести святых отец о пользе душевней всем православным христианом" Богородица сведена в одном предложении с матерью-землей, откуда пошла целая культурная традиция, не имеющая оснований в каноне.
Но я, в общем, больше писал о должном отношении к природе вообще, а не пытался обосновать особый "культ Земли-Матушки" в русском Православии.
На эту последнюю тему хорошо, например: "Человеки и скоты спасеши, Господи"
Или Серафим Саровский, кормящий медведя.
С другой стороны, церковные власти действовали обычно так:
“Против благоговейного почитания Матери—Сырой Земли, сохранившегося и до наших дней в виде яркого пережитка древнеязыческого ее обожествления, восставали еще в XV—XVI столетьях строгие поборники буквы заветов Православия..." (А.А. Коринфский, Народная Русь. М., 1901)