В ответ на: Многие же форумчане иногда пишут о себе.
На заборах тоже пишут.
Я не хочу выносить на всеобщее обозрение социально-психологический анализ состава пишущих на форумах, это неэтично, хотя таковой анализ есть. Да и автор не позволит. Давайте всё-таки остановимся на том, что просто не будем принимать во внимание статусы и доходы здесь пищущих. Будем пользоваться более достоверной информацией.
В ответ на: Может быть. Но мне почему-то трудно представить, что у состоявшегося в условиях "современной России" человека осталась "психология крепостного".
Определите суть термина "состоявшийся". Для меня состоявшийся равно свободный. Может, Вы имеете в виду просто всех людей с большими средствами? Тогда отвечу на Ваше рассуждение: сплошь и рядом. "Бизнесмены" начала 90-х чуть ли не поголовно принадлежали к людям с подобной психологией. Попробую показать разницу в понятиях свободы между действительно свободным и "дорвавшимся" на примере животных. Чем отличается охотничье поведение волчьей стаи и тигра-одиночки? Когда у стаи появляется возможность неограниченной добычи (к примеру, пробрались до овечьей отары без пастуха и собак) - у всех членов стаи отключается всякое чувство меры. Резня идет направо и налево, гораздо больше, чем можно съесть. Тигр в любом случае возьмет столько, сколько сможет съесть, интереса к остальным у него не будет. Немного приближенно, конечно, и не настолько однозначно, но, возможно, Вам будет понятна основная суть разницы в психологическом понимании свободы. Не в практическом, конечно.
В ответ на: Мне непонятно только - почему именно "меценатство"? Может быть просто начать с благотворительности и убедиться в том, что благотворительностью в указанный Вами период занимались не только "купцы и предприниматели"?
Если Вы внимательно почитали мои посты, я не отделял так уж резко меценатство от простой благотворительности, последняя была тогда, есть и сейчас. Более того, я не считаю, что сейчас нет развития, я тоже об этом говорил. Меценатство есть и будет развиваться. И наверняка оно будет сильно отличаться от того, какое оно было, потому что общество иное, время другое. Но пока нет новой традиции, она только зарождается.
В ответ на: И вообще, какую роль Вы отводите "меценатству" в обществе - ведь его значение можно рассматривать по разному - в определенных условиях оно просто может оказаться никому не нужным.
В каких, интересно, условиях?
Меценатство - взращивание талантов, поддержание культуры. При советах это было на государственном уровне по государственной же указке, по единому стандарту. Т.е. МОНОПОЛЬНО. Когда меценатство развито в бизнес-среде - это отсутствие монополии, поскольку сколько таких людей, столько и вкусов, направлений, желаний. А в общем - то культурное многообразие, которое мы видим в мире.
В ответ на: Верить в это не только "почетно", но и очень удобно - дескать, все "неудачи" - временные. Вы, наверное, не очень верили тем, кто говорил, что через "пару десятков лет" у нас будет "коммунизм", или, на худой конец "каждой семье по отдельной квартире".
Различие только в том, что тогда писались программы одним хозяином, и им же выполнялись (вернее, не выполнялись по известным причинам). Современное развитие идет более естественным путем. Программы типа "удвоение ВВП" пишутся совершенно по другим принципам. Не будем говорить о нашей реальности (там полно родимых пятен "пятилеток"
), но в западном мире эти программы означают глубокий анализ рынков и проектирование программ теоретической и практической помощи производителям, бизнесу, предложение к ним, а не жесткое навязывание.
В ответ на: На 100% согласен - это и доказала практика. Интересно, Вы действительно не можете представить возможности "вырастить" и "контролировать" "хорошего дядю" в социалистическом обществе? Мне такая возможность (теоретически, конечно) очень легко представляется.
Расскажите, интересно было бы узнать.
В ответ на: Надо полагать, Вы сможете сформулировать, какие ограничения позволяют людям "оставаться свободными", а какие - нет.
Достаточно глубокая тема. Я бы с удовольствием обсудил это в научном споре, капитально подготовившись.
Если попробовать сформулировать главный признак, глобальное различие, то "полностью несвободный" - тот, кто во всем рассчитывает на хозяина и не желает никакой отвественности, даже за свою жизнь. "Полностью свободный" - вот здесь может быть несколько неожиданно и на первый взгляд непоследовательно - тот, у кого отсутствуют желания "сделать" ближнего своего. Это лежит дальше определения "во всем рассчитывает на себя и полностью ответственен за свои действия".
Вот две крайние точки свободы и несвободы. Понятно, что очень мало людей, кто принадлежит к этим крайностям. Большинство дисперсно (но неравномерно в разных обществах) распределено между этими точками.