_зурабов и к молодцы да?_
Руки прочь от Зурабова!
или Взгляд успешного руководителя медицинского учреждения на актуальные темы здравоохранения
Инна ИВАНОВА
Доктор Накатис из тех, кто никогда не боялся вырваться из общего ряда и быть не таким, как все. Обаятельный, остроумный, прекрасный рассказчик, на самой заре рыночных реформ он создал коммерческий медицинский центр в стенах государственной больницы и с тех пор среди главных целей работы своего детища называет успешность. Пик успешности пришелся на 2006 год, когда возглавляемое им медицинское учреждение заработало более полумиллиарда рублей.
А на днях доктор удивил коллег и журналистов своей новой идеей, идущей вразрез со сложившимся общественным мнением. Он заявил, что министр Зурабов - замечательный министр и что было бы величайшей ошибкой отправить его в отставку.
Отсюда первый вопрос, который задала наш корреспондент Инна ИВАНОВА доктору медицинских наук, профессору, заслуженному врачу России, начальнику Центральной медико-санитарной части № 122 Якову НАКАТИСУ:
- Вы это серьезно про Зурабова, Яков Александрович?
- Я говорю совершенно серьезно! Это благо, что руководитель страны поставил во главе здравоохранения человека без медицинского образования. У нас уже были министрами врачи, в том числе из Петербурга, и, уверяю вас, ничего хорошего из этого не получилось.
Удивительная у нас страна - никто не хочет дать объективную оценку ситуации в здравоохранении и социальной сфере до Зурабова и при нем сегодня. Я уверен, что положительных результатов намного больше. Просто все, что хорошее, воспринимается как должное, и об этом даже говорить неинтересно, а вам всем подавай "клубничку", провалы, и это будем раскручивать и додумывать.
Для того чтобы эффективно руководить здравоохранением страны, недостаточно медицинских познаний. Главная роль министра - управление финансами. Философия принимаемых им решений, конечно же, зависит от той информации, которую ему дают профессионалы. Но главное, повторяю, - это управление, и прежде всего управление финансовыми потоками.
Михаила Зурабова я знаю лично еще с 1998 года. Но тогда руководители государства еще не созрели до того, чтобы назначить министром здравоохранения управленца.
Зато сейчас он проявил свои организаторские способности и принял ряд уникальных и в большинстве правильных решений.
- В чем их суть? Если можно, поподробнее.
- Зурабов отнял у чиновников бюрократическую машину, которая управляла финансами в здравоохранении без учета потребителей его услуг, он сам стал распоряжаться потоками с учетом анализа эффективности их использования. Привлек в здравоохранение деньги Пенсионного фонда, и они стали работать. Нынешний министр делает здравоохранение эффективной и прибыльной отраслью, и тем он хорош.
Давайте вспомним, что было до этой, по сути, реформы. Лечебные учреждения оказывали свои услуги в кредит, и только потом государство выплачивало им соответствующие средства. От этого страдал в первую очередь пациент.
Зурабов впервые провел инвентаризацию медицинских учреждений федерального подчинения и собрал их заявки на участие в программе освоения квот на оказание высокотехнологичной помощи, главным образом на сложные, дорогостоящие операции. Тот, кто доказал конкретным делом свою состоятельность - наличие соответствующих кадров, технической оснащенности, хороших условий пребывания пациентов в стационаре, - эту квоту получил. Для пациента эти услуги сегодня бесплатны.
При этом министр дал ровно столько денег, сколько соискатели запрашивали. Это большое дело, если учесть, что до 15% услуг, которые оказывают организации здравоохранения, это высокотехнологичные операции, высокотехнологичные методы лечения.
- Ваша медико-санитарная часть тоже получила квоту?
- Да, мы доказали свой высокий уровень и получили квоты для лечения работающих в атомной промышленности, исходя из следующих показателей. Для операции на сердце или, скажем, по смене сустава на одного больного государство дает в среднем от 100 до 185 тысяч рублей. А на расходные материалы и медикаменты уходит порядка 90 тысяч. Остальное у нас идет на создание пациенту достойных бытовых условий - палата, комфорт, питание, на заработную плату персоналу.
Кстати, условия в 122-й, скажу без преувеличения, лучшие в городе. Загляните в отделения - мы так ведем дело, что у нас даже нет запаха больницы.
Так что не верьте, когда вам говорят, что медицина в упадке, что больному невозможно получить квалифицированную помощь... Я бы даже сказал, что беды здравоохранения, о которых сейчас так много кричат, на самом деле попросту отсутствуют! Каждый, кто хочет, а главное - способен работать на высоком уровне, может получить от правительства достаточно средств.
- Развенчайте, пожалуйста, этот миф о бедах здравоохранения. Из ваших слов следует, что квалифицированная медицинская помощь пациентам доступна. Что врачи и медсестры получают хорошую зарплату.
- Заработную плату нужно зарабатывать. Сегодня уже стало общим местом называть медицину нищей. А я вам скажу: зарплата классного специалиста-врача сегодня составляет более 60 тысяч рублей в месяц. Не обижены, по крайней мере у нас, и медицинские сестры, санитарки. У нас, в 122-й, действует училище последипломного образования медсестер, три года подряд мы объявляли очередной год годом медицинской сестры, подчеркивая тем самым уважение к этой профессии. Зарплата у наших сестер уже достойная.
А что касается доступности наших услуг... Четыре тысячи пациентов клиники - прикрепленный контингент, это работники атомной промышленности, "чернобыльцы". Для них наши услуги бесплатны - их оплачивает государство. В 2006 году мы пролечили в стационаре 16.300 человек (среди них и прикрепленные пациенты из тех четырех тысяч, о которых я говорил), а остальные - это уже в большинстве своем петербуржцы, которые пришли сами и заплатили за свое лечение. Сделано восемь тысяч операций, в том числе - на открытом сердце, коронарного шунтирования. Тысяча человек в день проходят через нашу поликлинику.
- Сколько, интересно, стоят ваши услуги?
- Пребывание в стационаре - в среднем 1000 - 2500 рублей в день. Да, мы понимаем, что лечение у нас по карману примерно 10 - 12% горожан. И мы работаем для этих людей. Приходя к нам, они освобождают место в городских медучреждениях для тех, кто не может за себя заплатить. Остальным должны оказывать медицинские услуги городские учреждения. В стране бесплатны "Скорая", психиатрическая помощь, лечение инфекционных заболеваний. За все другие виды помощи необходимо доплачивать.
- А какой, интересно, доход у 122-й медсанчасти?
- В 2006 году доходная часть составила 551 млн рублей. Это и деньги, которые приходят через Министерство финансов, и те, что платят пациенты. Федеральные квоты на дорогостоящие виды лечения составили 35 млн рублей, а наша принятая Минздравом заявка на 2007 год составила уже 80 млн. В один день за оказание медицинских услуг мы зарабатываем более 1,5 миллиона рублей.
Так что могу смело утверждать: главные беды отечественного здравоохранения в отсутствии грамотных менеджеров. Руководитель должен заниматься экономикой и финансами, должен уметь эффективно продавать услуги, в данном случае - медицинские. И желательно, чтобы образование у руководителя было экономическое.
- Знаете, доктор, не только пациентов, но и многих ваших коллег коробит, когда они слышат о медицинских услугах, о деньгах в здравоохранении...
- Устаревший подход. Уже немодно и даже невыгодно руководителям медицинских учреждений или самим медикам демонстрировать свою экономическую непорочность. Понимаете, врач должен жить с чувством собственного достоинства, он не должен испытывать материальные затруднения в собственной жизни. Только такой специалист способен профессионально расти, постоянно совершенствоваться, осваивать новое, а значит, эффективно лечить больного. Только такому доктору пациент может без опаски доверить свое здоровье и жизнь. Пациент должен знать, что этот специалист самодостаточен и не лечит его с целью собственного обогащения.
Практика нашей медсанчасти подтверждает этот тезис. Наши специалисты за 2 - 3 недели осваивают любую импортную технику. Мы успешно вводим в практику новейшие методы лечения. Приобретаем оборудование на собственные средства.
И к нам пациенты идут, наших специалистов знают и выбирают.
Так что, повторю, главная беда медицины в отсутствии грамотных управленцев. Все зависит от руководителя — отделения, клиники, городского здравоохранения, министра... Давно пора ликвидировать слабые больницы и поддержать те, которые могут расти и развиваться. Медицина должна быть эффективной во всех отношениях. От этого выиграют все потребители медицинских услуг.