Один мой знакомый работает в районе толмачевских складов, расположенных к юго-западу от города вдоль толмачевской трассы. Недавно он заметил один факт, который в совокупности с имеющейся информацией и привел меня к выводу из заголовка.
Клещи могут размножаться только успешно напившись кровью. Человек – мишень для клещей неподходящая, т.к. впившегося клеща сравнительно легко извлекает и убивает. Казалось бы в окрестностях города клещей должно бы поубавиться, т.к. люди их уничтожают, а крупных диких животных не наблюдается. Но число клещей растет.
Дело в том, что на помощь клещам приходят животные не совсем дикие и не совсем домашние - бродячие собаки. Если собака имеет хозяина, то он в процессе чесания головы и уха питомца впившегося и раздувшегося клеща заметит, извлечет и уничтожит. Сама собака клеща (инстинктивно-хитро впивающегося в шею и голову) выкусить зубами не может. А вычесывать лапой – пустой номер, впиваются они очень крепко.
С бродячих собак клещей естественно никто не снимает, клещи успешно напиваются и «радуют» людей на следующий год многочисленным потомством.
Где обитают бродячие собаки? Там, где есть пища. В частности в районах городских кладбищ (угощаясь оставляемыми на могилах гостинцами), складов (где их подкармливают работники и сторожа) и свалок.
В районе хилокского рынка, клещихинского кладбища и толмачевских складов все эти источники собачьей пищи имеются (включая кировскую свалку). Соответственно собак там бродит много круглый год. Весной они заходят на кладбище угостится оставляемыми на могилах гостинцами. А клещи успешно угощаются собачьей кровью, и «радуют» на следующий год посетителей кладбища обильным потомством.
С одного пса, отирающегося на базе, знакомый снял за два дня двадцать три клеща. Эту «вет.помощь» оказывал не столько из любви к животному, сколько из любопытства, сколько все-же может быть клещей на сравнительно небольшой собаке.
Понятно, что остальная многоловая собачья орава столь-же успешно собирает на себя клещей. Клещи напиваются кровью и размножаются год от года.
Очевидно недаром район кладбища и хилокского рынка зовется «клещихой». Впрочем примерно тоже самое должно происходить и в районе Заельцовского кладбища, да и в любом месте, где имеются бродячие собаки.
Затрудняюсь, как назвать такие очаги клещевого энцефалита. Антропогенные? – нет, люди в процессе циркуляции инфекции (на стадии передачи клещу) не участвуют, т.к. вцепившихся клещей убивают…Природно-очаговые? – тоже мимо, т.к. бродячие собаки в дикой природе не встречаются. Антропоканинные (антропос – человек, канис – собака)?
Раз уж в борьбе с клещами дошли до уничтожения клещей тотальным окуриванием территории кладбищ ядохимикатами (17-18 мая), то стоит попробовать уменьшить их «кормовую базу» - бродячих собак. Взывать к сознательности хозяев (чтобы животных усыпляли, а не выбрасывали) малоэффективно. Отлавливать и отстреливать имхо тоже. Может быть травить отравленными приманками? Причем не простыми, а бинарными или кумулятивными (чтобы «хозяйские» собаки, украдкой от хозяина съевшие кусочек, не дохли, а «свободные» съевшие много кусочков из разных мест не выживали)
С другой стороны, возможно я увидел проблему однобоко. М.б. клещи успешно питаются и на мелких животных (мышах, крысах, воронах) и доля «собачьих» клещей не так велика?
Интересно мнение специалистов.