Игорь Тальков - личность сложная, противоречивая, неординарная, для многих спорная. Мы обратились к Максиму Кононенко (Mr.Parker) известному музыкальному журналисту газеты "Газета" с просьбой рассказать нашим читателям свою точку зрения о творчестве этого музыканта.
- В России принято о мертвых говорить или хорошо, или ничего. Если следовать этой формуле, про певца Игоря Талькова лучше не говорить ничего. Однако же нелепая смерть этого исполнителя породила такое количество слухов и домыслов, подняла Талькова на такую волну социального утверждения, что порой совершенно непонятно, где живой человек, а где одна Национальная Идея.
Игорь Тальков стал известен в 1987 году, после исполнения прекрасной песни Давида Тухманова «Чистые пруды». Игорь с грустными глазами и с аккордеоном на груди пел про застенчивые ивы, а женщины среднего возраста наперебой обсуждали друг с другом что вот, мол, появился хоть один «приличный, а не как этот Леонтьев». История распорядилась так, как происходит в подавляющем большинстве случаев – песня «Чистые пруды» так и осталась единственной достойной внимания в репертуаре певца. После работы в странной группе «Электроклуб», где начинающий Тальков пел вместе с начинающей Ириной Аллегровой, певец решил петь собственный материал. Материал был, надо сказать, так себе.
В основном это была модная в конце восьмидесятых годов социальщина, но не смешно-прикольная, как у Цоя, и не изысканно-эстетская, как у Гребенщикова, и даже не просто талантливо-злобная, как у Шевчука - а какая-то лапидарная и прямолинейная, при всем этом положенная на сусальную электрическую музыку.
Игорь Тальков надел повязку на волосы, чтобы напоминать былинного витязя, резко выкидывал вверх руку со сжатым кулаком и пел про то, что Сталин был плохой. В восемьдесят девятом году, напомним, ленивый не писал и не пел о том, что Сталин был плохой. То есть, никакой особенной правды жизни в творчестве Талькова не было – вокруг существовал сонм авторов, которые на те же темы шокирующих открытий в прошлом собственной страны пели куда как талантливее и изысканнее. И Тальков занимал сообразное своему творчество место в поп-музыке конца восьмидесятых – где-то возле Азизы Мухамедовой, во время ссоры с которой его и убили.
Россия – страна с особенным отношением к символическому значению смерти. Православная культура как никакая другая умеет в момент смерти или предать человека забвению еще более глубокому, чем то, в котором он находился при жизни, или же вознести его на недосягаемую высоту. С Тальковым получилось и вовсе странно. К октябрю девяносто первого года Тальков занимал уже стойкую антикоммунистическую и одновременно антидемократическую казацко-монархическую позицию, вроде той, что занимает сейчас Никита Михалков. «Господа демократы, поспешите воскреснуть, Выходите на суд одураченных масс: Пусть ответят за все Чернышевский и Герцен, И мечтатель Белинский, и мудрец Карла Маркс» - пел Тальков, и что интересно, в стране находилось предостаточно людей, на всеобщую озлобленность которых эти идиотские «стихи» ложились как хорошее масло на свежий хлеб.
Тальков был певцом обычного невежественного быдла. Того самого быдла, которое все свои не решаемые проблемы сваливает на правительство, а решаемые проблемы решает с помощью кулака. «Если б я был кремлевской стеною: Я ронял бы, ронял бы кирпичики На вредителей плоские лбы, И глядишь, не возник бы культ личности, И войны, может, не было бы.» Пролетариат и прогрессивное крестьянство радостно потребляло агрессию из песен Талькова, ни на секунду не представляя себе, что спустя несколько месяцев они так же исступленно будут требовать восстановления «великого Советского Союза», как требовали его разрушения, наслушавшись песен Талькова.
Тексты Игоря Талькова большей частью напоминали фельетон в журнале «Крокодил». За это его народ и любил. За понятность. «Обрядился в демократа брежневский "пират", Комсомольская бригада назвалась программой "Взгляд", Минздрав метнулся к Джуне, атеисты хвалят Глоб, И бомбит жлобов с трибуны самый главный в мире жлоб... Перестроились комсорги - в шоу-бизнес подались, И один из них свой орган называет фирмой "ЛИС'С". Резко стал капиталистом коммунист из Госкино: Вместо фильмов о чекистах рекламирует "порно"... Может, это и нормально, может, так и быть должно: Всё, что было аморально, стало не аморальнo...» Как приятно было клеймить, при этом не давая ни одного рецепта. «Все козлы кругом, одна Россия – велика» - вот основной концепт творчества Игоря Талькова. Вот основной концепт Великого Русского Народа. Не того, который пытается сейчас вытащить страну из экономической пропасти, а того, который дает советы, как лучше это сделать, а потом приходит на горбатый мост и стучит касками о брусчатку, требуя денег.
Считается, что Игоря Талькова застрелил его собственный продюсер Валерий (а кто говорит, что даже и Аркадий) Шляфман. То ли случайно, то ли в результате какой-то разборки. Говорят, что Тальков и Азиза спорили, кому из них выступать последним на каком-то второстепенном сборнике в Питере. Суперзвезды. Конечно же, национальность убийцы, до сих пор скрывающегося в Израиле, породила версию о сионистском заговоре. А как же – жиды на Певца России покусились. На Мессию. Талькова похоронили за Ваганьковским крематорием, недалеко от других «символов» - попавших под танк в августе 1991 года молодых ребят. Это соседство симптоматично – как те ни в чем не повинные ребята, трагически погибшие по глупой случайности оказались подняты страной на щиты, так и средненький певец, посредственный композитор и очень плохой поэт Игорь Тальков, глупо погибший от случайной пули, стал символом тех людей, которые так и не смогли найти своего места в той стране, где надо работать, а не только смотреть по телевизору футбол.
Максим Кононенко
************************************************
Вспоминаю то время и помню, что покупал кассеты Талькова, слушал его песни... А сейчас, взглянув назад подумал, что и вправду особенного-то он ничего и не сказал...