Андрей Юрьевич Журавлев, кандидат экономических наук
Ислам и экономика
Банковский бизнес на религиозной основе демонстрирует ежегодные темпы роста в 10-15 %
В регионах традиционного распространения ислама и мусульманской диаспоре на Западе интерес К исламским экономическим принципам в начале 70-х годов стал составной частью процесса национального возрождения, который в том числе инициировал “возвращение к истокам”, к традиционным ценностям. Схожий поиск национальной и религиозной идентификации - с отставанием на двадцать лет очевидно активизировался и в бывшем СССР после его распада. Для российских мусульман, которые, по известным данным, составляют 1/7 часть населения страны, вопрос о тех или иных формах применения упомянутых принципов постепенно приобретает практические очертания.
О чем речь?
Экономическая модель, которую сегодня принято называть исламской, схематично может быть сведена к нескольким равноценным в концептуальном отношении положениям. Они в той или иной форме содержатся в Коране и других сакральных текстах ислама.
Человек - не собственник некоего имеющего рыночную стоимость и общественную ценность ресурса (денежных средств, товаров, недвижимости, новаторской идеи, управленческого опыта и т.д.), а на время своей жизни является поверенным Аллаха по распоряжению этим ресурсом. Этот ресурс не должен оставаться втуне, например, обращаться в сокровище, равно как и направляться на спекулятивные операции (от деривативов до игры в казино). Мотив - ресурс, доверенный человеку, — должен рачительно использоваться на благо всего общества, в том числе обеспечивая материальное вознаграждение распорядителю, для создания реальной добавленной стоимости, приращения массы товаров и услуг, а не денежной массы.
Применение ресурсов или обмен ими не считаетсяся актом эксплуатации, если при этом не нарушаются экономически оправданные стоимостные пропорции, а также заблаговременно не устанавливается обязательное к безусловной выплате, априори фиксированное вознаграждение за ресурс. В силу этого, во-первых, не допускается обмен. разновеликими суммами денег, как это имеет место при кредитной операции. Во-вторых, использование ресурсов, если требуется их объединение, происходит через долевое участие обладателей в прибылях и убытках делового предприятия. Это в полной мере :распространяется и на банки, играющие свою общепринятую роль финансового посредника. Вознаграждение финансиста, следовательно, напрямую и полностью зависит от конечного результата этого предприятия и правильности произведенной оценки его экономической жизнеспособности, перспектив конъюнктуры в данном сегменте рынка, управленческих и предпринимательских способностей партнера-бизнесмена.
Существенно упрощая, допустимо сказать, что главное техническое отличие исламских банков от господствующей в мире модели может быть сведено к отказу от ссудного процента. Это позволяет исламским экономистам вместо такого инструмента, как “цена денег”, подверженного огромному числу субъективных, в том числе сугубо спекулятивных, частных воздействий, ввести значительно более адекватную категорию “эффективности капитала”. Имеется в виду, что ресурсы ориентируясь на норму доходности непосредственно, перетекают в те сектора экономики, потенциал которых наиболее положительно оценивается рынком.
Нетрудно заметить, что применительно к сфере финансов это схоже с тем, как функционирует рынок акций. Действительно, equity finance, или мобилизация средств через прямое участие в капитале, — основа основ исламской системы. Между тем в кругах специалистов все чаще высказывается .мнение, что именно за equity finance будущее корпоративных финансов — в противоположность чуждому исламу долговому финансированию, то есть через традиционный банковский кредит. Так что экономическая теория, еще в VII веке сформулировавшая данный постулат, определенно заслуживает внимания.
Впрочем, слово “теория” остается ключевым в контексте разговора об исламской экономике. На сегодняшний день лишь три страны в мире - Иран. Пакистан и Судан — на практике реализуют теоретические выкладки исламской экономической мысли. Во многом, не имея прецедентов, они вынуждены экспериментировать, действуя методом проб и ошибок. На макроэкономическом уровне сохраняется немало вопросов, не получивших пока убедительного ответа, что, впрочем, достаточно естественно по причинам и историческим, и институциональным. Однако на уровне отраслевом за двадцать пять лет существования исламского банковского дела (в 1975 г. создан межправительственный Исламский банк развития и первый коммерческий - “Дубай Исламик Бэнк”) инструментарий и методология вполне отработаны и успешно применяются.
То, что банки, руководствующиеся исламскими принципами, сегодня существуют в 35 странах практически на всех континентах не исключая и Россию, свидетельствует не только о спросе на их продукты, но и о присущей им способности конкурировать с обычными (“conventional”) финансовыми учреждениями. Характерно, что в последнее время к услугам исламских банков прибегают не только их, так сказать, естественная клиентура, но и такие искушенные игроки, как “Ай-Би-Эм”, “Дженерал Моторс”, “Алкатель”, “Дэу”. Со своей стороны, ведущие западные банки открывают у себя исламские подразделения (“АБН-Амро”, “Сосьете Же-нераль”, “Чейз Манхэттен”, “Голдмэн Сакс”, “Ай-Эн-Джи”, “Номура Секьюритиз”, “Джей Пи Морган” и целый ряд других). А “Ситибэнк” в июле 1997 г. учредил на Бахрейне дочерний “Сити Исламик Инвестмент Бэнк” с капиталом в 20 млн. долл.
Всего же в мире насчитывается около 200 финансовых учреждений этого типа. Общая сумма их капитала в 1997 г. - 7,3 .млрд. долл., величина совокупных активов — 148 млрд. долл. (против 5,8 млрд. в 1975 г.) при численности занятых в 300 тыс. и располагаемых финансовых ресурсах в 113 млрд. долл. Произведенная в результате совокупная чистая прибыль составила 1,2 млрд. долл. То есть рентабельность активов в этом секторе мировых финансов составила 1%, рентабельность капитала — 17%. То, что исламские банки показали не самые лучшие результаты по итогам года, в котором начался мировой финансовый кризис, не вызывает удивления. В целом, “Стандард энд Пурз” относит исламские банки к разряду высокоприбыльных.
Исламский банк опирается в своей деятельности на определенный набор сформулированных шариатом финансовых инструментов. За арабскими названиями, однако, скрываются вещи, знакомые всякому маломальски сталкивавшемуся с банками человеку. Вот некоторое из них. “Мудараба” - это довепетельное Финансирование (банк при этом попеременно выступает то трастовым управляющим, когда работает со средствами вкладчиков, то клиентом, когда финансирует проект, часть дохода от которого должна составить прибыль банка, а через него - его вкладчиков). “Мушарака” суть товарищество, совместная реализация проекта или сделки силами банка и предпринимателя (прибыль банка возникает как доля от получаемой обшей прибыли или как дивиденд). Операция “иджара” хорошо известна как лизинг. “Салям” есть авансовое финансирование, преимущественно в аграрном секторе, схожее с договором контрактации. “Мурабаха” — финансирование операции, чаще всего торговой, по принципу “издержки банка плюс наценка”, в основном с рассрочкой возмещения клиентом.
Естественно, исламский банк остается институтом, аккумулирующим средства физических и юридических лиц. Последние доверяют банку инвестировать эти средства в операции, экономическую целесообразность которых он в состоянии более квалифицированно оценить с помощью своего штата специалистов. При этом банк и его вкладчики в договорном порядке устанавливают, что вознаграждение выплачивается обеим сторонам только в случае успешного завершения финансируемых таким образом операции. Стороны также признают возможность убытков по объективным, рыночным обстоятельствам. Естественно, за вкладчиками сохраняется право судебного расследования причин понесенных потерь. Если доказано, что они возникли по вине банка в силу плохого менеджмента, профессиональных ошибок, прямого злоупотребления и халатности, банк несет полную материальную ответственность перед пострадавшей стороной.
Таким образом, исламский банк, можно сказать, доводит до абсолютной завершенности функцию финансового посредника, в идеале являясь комиссионным агентом. Действительно, он получает доходтолько от благополучно зевершенный сделок. Капитал же банка, если он не принимает частичного участия в финансировании собственными средствами, остается вне риска. При естественном течении делаубытки банка в денежном выражении сводятся к величине упущенной выгоды и альтернативных издержек. Обязательств перед вкладчиками не возникает.
Имеется и другая яркая особенность исламского банкинга, помимо выраженного в мударабе и мушараке акцента на прямое участие в прибыли/убытках финансируемого проекта. Обычный банк занимается заимствованием и ссудой денег, то есть в каком-то смысле их покупкой и продажей; исламский банк занимается покупкой и продажей товаров, при том, деньги выполняют служебную, мерную функцию. К примеру, мурабаха предлогает приобретение банком от своего имени и за свой счет (точнее, за счет своих пассивов) товара по спецификации клиента с принятием на себя всей рисков торговой операции и последцющую перепродажу товара клиенту по цене, включающей закрепленную в договоре наценку, она же доход банка.
Возникает, таким образом, капитальное противоречие с прижившимися за последние пятьсот лет представлением о том, что банку возбраняются занятия торговлей и производственной деятельностью и предписывается принимать вклады и давать ссуды, выплачивая или, соответственно, получая процент.
Поскольку данное представление отражено в законодательствах большинства стран, оста-ется управлять ситуацией в рамках возмож-ностей, предоставляемых действующим за-конодательством, — через создание дочерних организаций и прочее. Это позволяет удовлетворять спрос со стороны клиентов и требо-вания акционеров, но утяжеляет структуру бизнеса.
Это не единственная трудность, с которой сталкивается исламский банковский сектор в своем развитии, и не самая фундаменталь-ная их них. В конечном счете насторожен-ность надзорных органов, сталкивающихся с новым для себя экономическим явлением, может быть снята через диалог, о чем свиде-тельствует пример Банка Англии, хорошо разбирающегося в особенностях исламского банковского дела.
Серьезнее и глубже - проблема преодоле-ния стереотипов, сложившихся в обществен-ной психологии исламских стран, в отноше-нии форм работы клиента со своим банком. Эти стереотипы сложились под влиянием, так сказать, западной банковской традиции, безусловно, превалирующей в мире. Среди вкладчиков исламских банков, даже открыв-ших счета прежде всего по религиозно-эти-ческим соображениям, достаточно велика доля тех, кто подспудно ожидает прираше-ния-внесенной суммы, не говоря уже о ее бе-зусловной сохранности. С другой стороны. опросы, проводившиеся среди деловых лю-дей Пакистана и Саудовской Аравии, пока-зали негативное отношение предпринимате-лей к тем услугам, которые предполагают участие банка в прибыли финансируемого
ред ним своей реальной бухгалтерии и др. 06 этом же свидетельствует и практика: подав-ляющая часть активных операций исламских банков реализуется как - мурабаха, которая внешне имеет внешнее сходство с процент-ной ссудой.
Самоограничения, накладываемые на себя исламскими банками, в сочетании с недоста-точной разработанностью продуктового ряда порождают проблему альтернативных издер-жек — из-за невозможности, например, вло-жений в государственные долговые обяза-тельства - и избыточной ликвидности. С од-ной стороны, существуют трудности с эф-фективным управлением данным парамет-ром (сегодня для этого в основном использу-ются сделки на товарных биржах). С другой - тяжеловесы из междуняродной лиги, во-оруженные богатым опытом финансового инжиниринга, все активнее включаются в конкурентную борьбу за пассивы этих бан-ков, размывая их клиентскую базу.
Впрочем, последний пример свидетельст-вует скорее о перспективности исламского банковского дела при условии грамотного менеджмента, профессионализма и способ-ности к новаторству.
К безусловным преимуществам анализи-руемой формы финансового бизнеса отно-сится, в частности, то, что все пассивы в этом секторе по определению бесплатны, хотя в инфляционной экономике исламский банк должен показать чудеса эффективности. Ис-ламский банк лишь сугубо косвенно сталки-вается с процентным риском. То же во мно-гом относится к кредитному риску в его обычном понимании. Рассматривая заявку на финансирование, менеджер исламского банка изучает в первую очередь экономичес-кие перспективы самого проекта, поскольку, за исключением отдельных случаев, допуска-ющих требование обеспечения, это единст-венный материальный фактор, от которого зависят возврат средств и получение прибы-ли. Вспомним, что в исламской модели обя-занностью клиента в подобной ситуации яв-ляется не обратная выплата банку некоей суммы, а применение своих предпринима-тельских, управленческих и организацион-ных способностей для достижения коммер-ческого успеха проекта в конкретных рыноч-ных условиях. Поэтому оценка собственно клиента производится в основном с точки зрения не его финансового состояния, а на-личия названных качеств. Понятно, впро-чем, что если финансовые дела клиента рас-строены в результате субъективных причин, а его личность вызывает обоснованное недо-верие, в сотрудничестве ему будет отказано.
К феномену исламского бэнкинга при же-лании можно относиться скептически, так же, как. например, к имеющемуся мнению, что в нем заложен потенциал прорыва фи-нансового бизнеса на последний из возмож-ных рубежей инновации. Вероятно, в обо-зримом будущем развитие этого сектора по-прежнему не будет выходить за рамки опре-деленной рыночной ниши. Но потенциал развития исламского банковского дела как части общеэкономической модели описывается не только и не столько в технических, количественных терминах, равно как при-быльность банка считается важным, но не определяющим критерием его успеха. Мало-помалу формирующаяся новая философия глобального сообщества в абсолюте предпо-лагает введение этических ограничителей в человеческую деятельность, будь то заготовка древесины или оказание финсовых услуг. Принципы, лежащие а основе исламской модели, весьма созвучны подобной посылке.
Наверно, человек, открывающий счет в исламском банке, вряд ли задумывается над столь масштабными вопросами. Но факт то-го, что, по оценке “Ситибэнк”, темпы роста исламского бэнкинга составляют от 10 до 15% в год, красноречив сам по себе