"Мудрый» Older? Это что-то новенькое… Вы вгоняете меня в краску …
Тем не менее, попробую если не ответить, то пофилософствовать на тему “общественного” радио.
1. Во-первых, радио в целом, популярно давно и “слушать радио” – у нас в крови. Объясняется это тем, что наши бабушки и дедушки, кроме проигрывателя грампластинок, газет “Правда”, “Труд” и журнала “Огонёк” практически не имели под рукой других источников информации. А “чё деется в мире” всегда страсть как хотелось узнать. “Особливо, как там Запад загнивает” и как там люди живут. Телевизоры появились позже, да и денег они всегда стоили хороших. А за радио плата мизерная, зато целый день чего-то тебе рассказывает и играет. Интерес к коммерческим радиостанциям тоже понятен. Сначала было просто интересно послушать не дикторов, а “ди-джеев”! Вау! Это же настоящий бум был, когда первых “тружеников” коммерческих станций осаждали поклонницы по всем телефонам и каждый второй юнец мечтал стать “ди-джеем”. А люди повзрослее просто искали и сейчас ищут в наборе станций ту, что была бы “ближе и роднее”. Для одних, при выборе, важнее информация (авто, погода, валюта и т.д.), для других-музыка (российская, блатная, хип-хоп, рок и т.д.). Так что, организовывая то или иное “общественное радио”, нужно чётко представлять для кого Вы его делаете. Для себя получится одно, для пенсионеров другое, для 30-х летних дядей и тётей –третье… И то, определив возрастные рамки, возникает вопрос социального статуса этих “дядей и тётей”. Кто они? Если рабочие заводов – то репертуар один, если бизнесмены и бизнесвумены – совсем иной. Не зря ведь все радиостанции до своего появления собирают «фокус-группы», дабы определить что будет интересно, а что нет той части населения, на которую и будет работать эта станция. Наобум сейчас можно открыть радио только в каком-нибудь Нижнем Занюханьске, где (кроме «Маяка») ничего не ловится. И то, ещё не факт, что Ваше радио станет там популярным. Допустим, живут там в основном бабульки и дедульки от 60 лет, а Ваша станция будет денно и ношшно гонять трип-хоп. Чуете в какую позу встанет Ваш радио-бизнес? И это только поверхностный пример. Я уже не говорю о подробном «анализе местного рынка» и определении свободных (прибыльных, востребованных, потенциально интересных и т.д.)сегментов. То есть (продолжая тему Нижнего Занюханьска), если там уже есть «Е+», то зачем делать вторую «Е+» и как потом бороться с заведомо сильным конкурентом? Что самое интересное, ведь делают вторые “Е+”, “Юнитоны” и т.д.! И на это тоже есть объективные причины. Простейшая из них звучит примерно так: «... раз «Е+» зарабатывает сейчас на своей музыке 1,5-2 миллиона рублей в месяц, то и мы будем зарабатывать. Пусть не миллион, но тысяч 500 точно отхватим!»… А дальше между станциями начинается «выживание конкурента с рынка» вложенными в раскрутку капиталами, привлечением опытных ведущих, созданием мощной службы информации, созданием собственного «головастого» креативного отдела, PR-кампании и т.д. Про «подводные течения» я просто промолчу. В вопросах борьбы с конкурентами показателен пример московского «Русского радио» («РР»). Оно, когда появилось, сразу стало монополистом. Монополистом русскоязычной музыкальной начинки радио. Вот кто деньги сгребал вагонами!
Но… Появилась одна станция с похожим форматом, вторая, третья (они, конечно, отличались от «РР», но не сильно) и …правильно, хоть «РР» и продолжало по накатанной грести деньги, их (денег) стало меньше… Абыдна, да? Что произошло дальше. Дальше произошли закономерные изменения. «РР» начало создавать радиостанции (благо денег и связей на это уже хватало) в пику конкурентам. Самый простой пример – «Русское радио-2». Оно появилось в противовес «Шансону» и декларирует практически тот же формат, что и «Шансон». Правда, чуть-чуть помягче. В результате, супер-популярным «РР-2» не стало, но свой кусочек пирога (читай, «рекламодателей, денег и процент слушателей») откусило, ослабив позиции «Шансона» в Москве. К тому же PR – кампаний у «РР» очень сильные и денег «на своих детей» они не жалеют. Вообще, вопрос соперничества радиостанций нужно выносить отдельным пунктом. Поэтому, пока я эту тему отложу…Да тут, как посмотрю на уже набитый текст, по каждому абзацу можно отдельный «топик» создавать! Не забыть бы в конце с чего всё началось…
2. “Феномены и козлы отпущения”. Этот вопрос является логическим продолжением первого пункта. Хоть и “нет пророка в своём отечестве”, в каждом городе (более-менее “радиоактивном”) есть свои нюансы. В Тольятти, например, радио “Август”. У нас в Новосибирске такой феномен “Юнитон”. Рейтингам этой “местной” радиостанции удивляются даже москвичи. “Как так? Какая-то местная радиостанция популярнее наших сетевых станций?! Что в ней особенного???». Хотите сам отвечу на этот вопрос? Н-И-Ч-Е-Г-О. Или “почти ничего”. Вся её особенность в её простоте, а её живучесть и непотопляемость объясняется грамотно заложенным изначально фундаментом. Это и “сладкоголосые” ведущие, и масштабность проводимых под эгидой “Юнитона” акций, и “скандальность” радиостанции (вспомните первые эфиры Катрича и Натали), и контр-программирование (на “Авторадио” идёт “Народная пробка”, а на “Юнитоне” – “Автокомпас”) и т.д. Ещё один плюс “Юнитона”- то, что станция открылась давно, рельсы у неё давно накатанные и даже постоянная смена муз.ведущих её не сильно колеблет. Там, из первого состава, один Куприянцев остался (из ушедших оттуда ведущих можно довольно сильную по именам станцию сколотить. Величко, Сидоров, Мартынов, Якунин, Шумный, Михайлов, Юм… пардон, отвлёкся). Сюда же, в плюс, запишите широко пропагандируемый станцией лозунг “Радио НАШЕГО города”. Ощущаете? НАШЕГО, МОЕГО. Не Москвы, не Парижа, а МОЕГО города… “Держаться корней”, короче говоря. Так что, вот Вам пример “религии”. Если же, по сути, разложить “Юнитон” по полочкам, то вряд ли Вы найдёте в нём что-то особенное. Там новых программ-то уже ой как давно не наблюдается. Всё старые реанимируют, наизнанку выворачивают, переименовывают и … надеюсь, мысль понятна. Этим же сейчас практически все станции занимаются. Причина банальна – 99% из того, что можно было реализовать в радиоэфире (не в ущерб последнему), практически реализовано. Остаётся одно – делать то же самое, что и все. А все стремятся к одному – к деньгам! Ради этого те же “Европы” и “Юнитоны” “дружат” с теми, кто просчитывает рейтинги, а потом с гордостью печатают их в газетах. А мы, дураки, читаем и верим… Тьпру-у-у… Опять в сторону от вопроса ушёл…. Так вот по “религиям”. Я не думаю, что в ближайшем (обозримом мной будущем) появится некая станция, которая станет панацеей для большинства слушателей. Путь развития радио таков, что станции, наоборот, начинают вещать “на избранных слушателей”. “Общественные” радиостанции ныне возможны только в тоталитарном обществе. “Шейх сказал, что с сегодняшнего дня в стране будет только радио “ХХХХ”! Приговор окончательный, обжалованию не подлежит. Всё!” После этого народ может роптать сколько угодно, а радио останется только одно. То самое, “общественное”. Нечто похожее наблюдалось в СССР. У нас было только сетевое радио и всё. Конечно, можно было поймать “Голос Америки” или “Свободу”. Но это уже нюансы… Резюмируя же собственные сочинения, добавлю, что у каждого из нас есть “своя общественная станция”. Та, что нравится больше остальных. А та, что нравится меньше, и есть “козёл отпущения”. Что касаемо радио, которое устроило бы всех, то это нечто из области фантастики. Для этого нужен безумный идейный прорыв! Идея, ранее на радио не реализованная. Безумная и простая одновременно. Но, похоже, что пока такой нет.
3. Что же касается «персонального» радио, то… оно мне как раз и симпатично тем, что звучать на нём будет только то, что мне интересно. К недостаткам такого радио отнесу отсутствие информации (погода, новости) и … те же знания «наперёд». Это как раз тот элемент неожиданности, о котором упомянул «мнение».
Кстати, этот сайт у меня в последние дни грузится просто отвратительно.