А я тебе отвечу (с)
Один умный, развитый и домашний мальчик пошёл, как и полагается, первого сентября в свою школу - в третий «А» класс. Но, походив туда ровно неделю, он слёг с болезнью, вызванной нервным расстройством и с тех пор в эту школу ходить - отказался. Поскольку его родители сами в своё время страдали от того же, от чего в такой резкой форме пострадал теперь их ребёнок, они приняли срочное решение обучать ребёнка дома, тем более, что с точки зрения качества получаемого образования это решение в наши дни можно считать безупречным.
Что же произошло в классе? От чего заболел малыш?
На уроке математики учительница дала детям задание - нарисовать на листе бумаги разнообразные известные им геометрические фигуры и подписать их. Вот так буквально прозвучало задание.
Ребёнок потрудился на славу. Он нарисовал квадрат, треугольник, ромб, окружность и ещё несколько более сложных фигур, которые, между прочим, были известны из всего класса только ему... А затем чётко по заданию и очень старательно (красивым почерком) ПОДПИСАЛ каждую нарисованную им, «авторскую работу».
Ну, например: Коля Пастухов, Коля Пастухов, Коля Пастухов...
Когда пришло время демонстрировать работы, наступил шок. Учительница (которая, конечно, имела в виду «подписать фигуры» словами: КВАДРАТ, ТРЕУГОЛЬНИК и т.п.) как бы ненарочно (просто ей очень весело было) высмеяла мальчика перед всем классом, а класс (который дружно как один понял почему-то именно то, что имела в виду учительница), класс лежал на партах, содрогаясь от хохота.
После этого Вы знаете, что было. Мальчик заболел, а, выздоровев, в школу ходить наотрез - отказался. Родители согласились с его решением.
***
Отчего мы все страдаем рецидивами возвращающейся депрессии, возвращающейся нежданно-негаданно и всегда оставляющей после себя страшное пепелище на месте нашей психики.
Большинство из нас - как этот мальчик. У героя нашей школьной новеллы присутствовали и ум, и многочисленные знания. (Как и у нас с Вами). Меня интересует другое. Что отсутствовало у этого мальчика? Какого оружия не было у него в нужный момент, когда пришло время встретить лицом к лицу неприятную ситуацию?
У мальчика отсутствовали:
чувство юмора,
самоирония,
умение не ощущать себя и происходящие с собой события - самыми важными вещами в мире.
Для ребёнка отсутствие этих качеств (которые нарабатываются в ходе жизни) простительно. Для взрослого - уже непростительно. Умение не ощущать себя центром земли
Показать скрытый текстЖивя на этой земле, каждый из нас ощущает себя исключительно и только -через своё тело. (А как иначе? Попробуйте!) И поэтому, неудивительно, что всем нам присуща такая своеобразная аберрация (искажение) восприятия естественного вида всех вещей - мы считаем (скорее, чувствуем) себя действительно - центром мира, «пупом земли». Если изъясняться в терминах геометрии,то мы ощущаем, что мы - больше, а все остальные предметы - как-то меньше. Эта «неправильная перспектива» и является главной причиной, по которой нас накрывает депрессия.
Ничего плохого в этом ощущении своего тела как центра вселенной - нет и быть не может. Повторю - это даже естественно. Так же естественно человеку испытывать и другие заблуждения, искажения восприятия реальности. Ему «кажется», что мир заканчивается линией горизонта, что солнце утром - маленькое и жёлтое, а вечером - большое и красное. Но ведь человек в то же время и знает (учил), что это не так. Что мир не заканчивается линией горизонта, а солнце в космосе выглядит одинаково всегда.
Ощущение мира «через себя и своё тело», ощущение, что нет никакого мира и жизни вокруг, кроме меня и моей жизни - это ощущение младенца. В ходе развития, социальной адаптации и общего «помудрения» это ощущение должно пройти, но у многих оно не проходит.
А тогда всё, что происходит с «моим телом» и «моей личностью» вызывает мой же исключительный и неусыпный - интерес.
Что у меня сегодня побаливает?
Кто и почему на меня не так посмотрел?
Почему «это» всегда случается со мной?
Почему мне так плохо?
Почему мне не уступили место в метро?
Почему на меня все смотрят?
Если думать всё время только о себе, прислушиваться к ощущениям своего тела и души - рано или поздно, неизбежно возникнет депрессия. Отвлекитесь от себя, друзья!
Чувство юмора и самоирония
Это практически одно и то же, хотя далеко не все это понимают.
Чего стоит «чувство юмора» человека, который умеет качественно смеяться только над другими, но не умеет при необходимости посмеяться над самим собой?
Почему в числе самых желанных «качеств спутника жизни», всегда выдвигается на первое место наличие у него этого самого, загадочного «чувства юмора»?
Потому что настоящее «чувство юмора» это и есть - способность к самоиронии.
А человек, способный к самоиронии, никогда не «обидится смертельно», не устроит скандал, сцену, не «замкнётся в своём горе» и не даст клятву «мстить до последнего вздоха»...
Такой человек никому и никогда не испортит праздник... Даже если праздник действительно вероломно и вопиюще «испортили» ему.
Потому что он стал неуязвим для своих обидчиков, для житейских бед, для вечного страха: «Что будет со МНОЙ?»
С таким человеком легко жить и дружить. Потому что ему самому - легко с собой. Потому что он воспринимает свой вес - как лёгкий. Потому что он знает: он - не пуп, не центр земли.
Умудрённый опытом человек твердит как мантру: «Кто я такой? Я - мал и слаб, я - ничтожен. Я - один из миллиона. Я - букашка. Что значат мои маленькие горести и обиды перед лицом Вечности?»
Ему становится смешно оттого, что в минуту слабости он возвёл свою боль (пусть даже и настоящую!) в ранг Глобальной Мировой Проблемы, «Единственной текущей проблемы в мире».
Говорят, что религии - принижают человека. Да, принижают. И делают это сознательно, в качестве лекарства и профилактики тяжёлой депрессии, из которой нет и не бывает выхода, если ты продолжаешь считать себя пупом земли. Религии не допускают, чтобы человека добили: Гордость, Отчаяние, Пессимизм. Не допускает этого и философия. И психология. Но философией и психологией интересуются слишком мало людей...
Главный герой магических сказок Карлоса Кастанеды - индеец дон Хуан называл эту профилактику «уничтожением чувства собственной важности». Вроде сказал то же самое, но у критиков «религии и религиозной проповеди» претензий к нему вроде бы нет.
Есть древняя традиция: не якать. Её знают православные и буддийские монахи. Уважает её и классическое ораторское искусство, предписывающее ограничивать в речи слово «Я». Это примета своеобразной строгости, аскетизма. Дело даже не в местоимении «Я». Раздражает манера слишком много и часто говорить о себе, вызывать интерес к себе».
***
Человеку, который воспринимает себя как пылинку бытия, равную всем другим пылинкам, гораздо интересней просто как событие не то, что происходит с ним, а то, что происходит в этот же самый момент с другими людьми.
Его интересует не «почему у него роковым образом сорвалось свидание», а «как будет чувствовать себя дворовая кошка, которой вчера сделали операцию в ветеринарной клинике».
Не «почему мне не дали премию», а «как будет отмечать свой день рождения одинокая соседская старушка, у которой месяц назад ушёл из жизни супруг»...
Не «Почему так медленно едет мой автобус, я хочу домой!», а «Как должно быть скверно чувствует себя наш бедняга-водитель в конце своего тяжёлого рабочего дня. Не дать ли мне ему хотя бы денег под расчёт, чтобы хоть чем-то облегчить его Настоящий Момент?»...
Многие возразят: что же это за лекарство от депрессии такое - постоянно держать в уме чьи-то проблемы и беды? Не начнётся ли от этого ещё большая депрессия?
Как сказал один христианский святой: «Держите свой ум во аде и не отчаивайтесь».
Скрыть текст
вроде всё понятно...
Если ты чувствуешь, что оставаться человеком стоит — пусть это ничего не даёт, — ты всё равно их победил (1984)