Общая информация о Контактной Импровизации
Контактная Импровизация (КИ) — это вид физического взаимодействия между людьми в свободном импровизационном танце.
Я не знаю более совершенного вида танцевальной деятельности, который бы развивал ваш внешний и внутренний миры одновременно; который к старости только укрепляет, а не калечит ваши тело и ум, который не отрывает вас от реальности, а погружает в нее и показывает ее потенциал. Все может быть сияющим, богатым и безграничным, полным свободы, радости и смысла; все прекрасно просто потому, что может быть.
КИ – как глина. Мягкий и пластичный материал, из которого можно вылепливать любые формы. Если говорить о хореографии, то это огромное количество новых физических возможностей, движений, идей, сюжетов и тем. Во всем цивилизованном мире КИ уже давно введена в программу фестивалей и обучающих программ, способствующих развитию современного танца и театра. И только сейчас, в связи с развитием демократии в разных странах, создаются условия для появления в них КИ. Должно сойтись очень много благоприятных условий для того, чтобы люди встретились с КИ, и еще больше, чтобы они смогли заниматься, и еще больше, чтобы понять ее суть.
Тем, кто слышит о КИ впервые, мне хотелось бы сказать несколько слов о том, как все происходит. Двое (или больше) человек, находясь в открытом и свободном пространстве, начинают импровизационный танец, в котором они стараются находиться здесь и сейчас, оставаться рядом, взаимодействовать физически и осознавать то, что происходит. Оба импровизируют вместе, и выглядит это так, что они друг другу не только не мешают, но наоборот, дополняют, помогают, поддерживают, опираются, отталкиваются, подстраховывают, носят, перекатываются, трутся, кувыркаются, обнимаются, направляют, играют и вдохновляют. Их танец становится намного легче, богаче и разнообразнее, не приходится много думать о том, чему происходить, а каждый просто отвечает своими действиями на то, что предлагает ему партнер, который, в свою очередь, делает то же самое. С другой стороны, если возникают хорошие идеи, то всегда есть тот, кому можно их предложить. Можно предлагать, следовать предложениям, соглашаться с ними и не соглашаться. Партнер во время танца воспринимается на внеличностном уровне и является продолжением нас самих. Благодаря этому, мы получаем доступ к безграничному потоку творчества и вдохновения, где мы сами, наш партнер и наше взаимодействие становятся одним целым.
Само название «Контактная Импровизация» уже о многом говорит, оно состоит из двух слов: «контакт» и «импровизация». Первое означает взаимодействие, соприкосновение, общение, диалог, чувствование, открытость и понимание. Второе означает настоящий момент, пребывание здесь и сейчас, все свежее и новое, полное сюрпризов и неожиданностей. Первое все обогащает и приумножает, делает более значимым и наполненным смысла, второе демонстрирует безграничность, потенциал, спонтанность, пребывание в состоянии без усилий, где все происходит само по себе. Благодаря первому возникает удовольствие, наслаждение и радость, благодаря второму – спонтанная игра всевозможных явлений, выражающих потенциал пространства.
«Контактная импровизация – это танец радости и спонтанной игры пространства, в котором участвуют двое и более людей, где сам танцор, его партнер и их взаимодействие становятся одним целым – проявляющим себя в бесконечном многообразии форм и различных вариаций взаимодействия партнеров, где каждый естественным образом начинает переживать открытость, бесстрашие, радость, а также наслаждаться свежестью и новизной каждого момента, в котором оказывается. Танцуя, никто не придумывает чему происходить, а, сохраняя концентрацию и внимание, расслабляется и просто следует за потоком логичности выполнения каждого следующего движения, предлагаемого вам сложившейся ситуацией. То есть вы делаете то, что «ближе к вам», то, что естественнее для данного конкретного момента. И все, что вам надо для этого – это всецело оказаться в данном моменте, успеть оценить его и принять необходимое решение, руководствуясь интуицией, здравым смыслом и четким осознаванием всей ситуации, в которой находишься».
Одним из важнейших факторов КИ является способность в любой ситуации сохранять ясность ума, то есть чистое, лучезарное состояние сознания. Какие бы внутренние переживания нас ни посещали, мы наслаждаемся ими, но не придаем слишком большого значения. Не привязываемся и не западаем на них – это всего лишь картинки, которые непостоянны, их не было раньше, не будет потом, и они постоянно меняются сейчас. Поэтому они не являются для нас целью. Мы же стараемся достичь ясного осознавания ума, из которого рождаются все эти явления, играют в нем, и в нем же растворяются. Поэтому важным становится не начать втыкать в пространство, не пребывать в состоянии прострации (отрешенности) и замороченности. Наше сознание действительно будет расширяться, перед нами будут открываться множество миров и фантазий с их великолепными картинкам, но нам стоит оставаться нормальными, естественными и адекватными в нашем общем мире. Это залог успешного и быстрого развития в КИ. Здравый смысл, здоровое чувство юмора, несентиментальная любовь – очень важные качества, определяющие здоровый стиль КИ.
Классика КИ – это дуэт, два человека импровизируют, находясь рядом друг с другом в физическом контакте, который прерывается только для того, чтобы вновь прийти друг к другу. Между партнерами должно присутствовать взаимное притяжение.
Внимание, открытость и доверие являются фундаментом «моста» взаимопонимания и гармоничного взаимодействия партнеров.
Во время танца наш партнер для нас настолько же важен, как и мы сами, и даже немного важнее. Переводя внимание с себя на других, мы избавляемся от проблем и приобретаем интересные задачи, которые ставят перед нами наши партнеры. В такой ситуации все начинает происходить как в сказке. Наше тело само начинает совершать самые невероятные «па», которые мы никогда сами и не придумали бы. И все, что нам остается, это наблюдать за происходящим, участвовать в нем, наслаждаться им и стараться осознавать каждый момент, вынося для себя интересный и полезный опыт – опыт пребывания в настоящем моменте, пребывания здесь и сейчас, спонтанно и без усилий.
Следующий фактор – это простота. В простоте гениальность. Мы не стараемся выглядеть как-то странно или необычно, мы не таим в себе никаких загадок, мы открыты, прозрачны, честны и стараемся быть как можно понятнее для других. Мы ничего не преувеличиваем и не преуменьшаем, а главное - не драматизируем. Разыгрывать драмы – это не наш стиль. У нас все легко и просто. Прекрасно просто потому, что может быть.
Люди, которым подходит КИ - простые, беспонтовые ребята и девчата. Свободолюбивые, открытые и внутренне богатые. Им нравится танец, импровизация, общение и контакт с другими, себе подобными. Им скучно однообразие и любо многообразие, присущ здравый смысл и здоровое чувство юмора, они ищут смысл жизни и как все остальные хотят счастья. Им не чужды озорство, игривость, шалость и спонтанность. Им нравится или же они хотят уметь находиться в настоящем, а не в прошлом или в будущем. У них хватает мудрости понять, что прошлого уже нет, будущего еще нет, и хотя настоящее каждый миг меняется, это именно то, что у нас есть. Но все же оно ближе к нам, и хорошо уметь им наслаждаться. Именно настоящее формирует будущее и является результатом прошлого. Такие люди любят риск, скорость, острые ощущения и все, что захватывает дух и приносит всем радость. Имеют широкий взгляд на вещи, не ограничиваясь понятиями «или то, или это», их жизненное кредо «и то, и другое». Все свежее, сияющее, наполненное свежими «ух-ты», «ага», «вау» и «супер».
Конечно же, не все, кто приходит к КИ, соответствуют всему описанному выше, но те, кто остаются, в большинстве именно такие, по крайней мере, у нас.
Во всех своих проявлениях КИ пронизана лояльностью и свободой. Нет цели кого-то научить, нет цели кем-то управлять, нет цели создавать структуры и организации, нет цели удивлять других своим мастерством. В КИ мы не пытаемся влиять и воздействовать на других людей. КИ существует, как возможность. Если люди хотят, то они сами обращаются к ней, и остаются в процессе столько, сколько сами того хотят. Я проводил занятия по КИ с самыми разными людьми и в самых разных местах. Например, самых лучших результатов в освоении КИ достигали простые люди разных профессий, чаще всего вовсе не танцоры, которые регулярно посещали мои открытые занятия и джемы, различные семинары других учителей по КИ, а также принимали участие во всех событиях, связанных с жизнедеятельностью КИ в Киеве, вкладывая свое время, интерес, работу, талант и деньги. Их танец становился по-настоящему интересный, непредсказуемый и разнообразный. Они танцуют с удовольствием, для удовольствия и ради удовольствия. Немного другое дело обстоит с танцорами, которые приходят к КИ. Их взгляд направлен на то, как возможно будет, используя КИ, улучшить свой танец, чтобы зарабатывать больше денег. И тут видны другие результаты. С одной стороны, у них прекрасные и подготовленные тела, с другой - слишком много концепций, паттернов и старых привычек. Слишком много заученных движений стали частью их телесного опыта, и главным препятствием на пути к импровизации. Не смотря на то, что они долго не задерживаются в КИ, она по-настоящему обогащает их танцевальный опыт и очень часто способствует сильному скачку в развитии в том, чем они раньше занимались. КИ как бы высвобождает внутренние резервы, огромный потенциал возможностей, ранее спящих в теле человека. Актеры, приходящие к КИ, также ценят в ней в основном универсальный метод развития пластических возможностей своего тела, для дальнейшего использования полученных навыков в своих спектаклях. Кстати, в театральной среде сейчас наблюдается особенный интерес к КИ, потому что язык тела понятен всем народам, независимо от географического положения и языковой группы населения. Артисты циркового жанра тоже имеют сильную направленность на красоту внешних форм, пафос и сентиментальность, что мешает хорошо освоить КИ. В КИ их чаще всего интересует множество необычных и интересных партнерских взаимодействий, переплетений, перетеканий и поддержек. Им не хватает ни времени, ни терпения, ни желания добраться до сути КИ. Есть также и возрастные ограничения. Я заметил, что дети до 15 лет тоже не способны понимать КИ. В КИ надо обладать определенной зрелостью, способностью быть внимательным и думать о других. Дети в основном заняты лишь собственным развитием, их внимание очень часто рассеяно, они легко увлекаются игрой и начинают баловаться. В КИ все построено на сознательности и свободе, в процессе обучения мы не можем слишком дисциплинировать учеников и требовать от них каких-то результатов. Люди сами для себя должны определять степень важности занятий КИ. Важным моментом в процессе обучения является поощрение, вдохновение и поддержка, а не порицание, унижение и порядок.
На первом месте для меня было не то, как люди сейчас танцуют (со временем все, все равно, всему научатся), а какая царит атмосфера. Важно то, какими люди приходят и уходят. Если процесс приносит радость и люди, протанцевав 2 часа, чувствуют себя окрыленными, полными сил и приятных ощущений, то этому, пожалуй, стоит посвятить свою жизнь, потратить все свое время и силы. Танец, творчество, искусство – это то, что мы вкладываем в понятие КИ, то, о чем мы постоянно говорим на занятиях, это то, к чему мы часто стремимся. Но это далеко не все, что есть в КИ. И это далеко не главное в ней. Гораздо важнее уметь находиться «здесь и сейчас», научиться осознавать все, что с вами происходит в каждом моменте времени и места, становиться свободными, счастливыми, радостными и делать такими других.
Руслан Сантах
источник