Вопросы о капитальном ремонте ...... 2
Отвечают
директор департамента ЖКХ Минстроя России Оксана Демченко и
директор экспертно-аналитического департамента Фонда ЖКХ Евгений Костюхин.
_____________________
• Законны ли действия регионального оператора, который не перечисляет в 10-дневный срок остатки денежных средств со спецсчетов жилых домов многодомового ТСЖ, открытых в мае 2014 года на имя регоператора, на спецсчета этих домов, открытые после 1 сентября на имя многодомового ТСЖ? (Авторы вопроса собираются обращаться в ГЖИ с просьбой провести проверку.)
Показать скрытый текстОксана Демченко:
Скажем так: Жилищный кодекс не предусматривает возможности или необходимости осуществления проверки при обращении жителей или ТСЖ о перечислении средств со своего счета на спецсчет, открытый для многоквартирного дома. Поэтому формально нельзя сказать, что действия регионального оператора законны с точки зрения Жилищного кодекса, а вместе с тем, наверное, будет в интересах жителей, если ГЖИ параллельно с региональным оператором по перечислению средств проверит законность создания такого ТСЖ. Поскольку если выявится ситуация, что многодомовое ТСЖ является незаконным, то впоследствии у таких собственников могут возникнуть серьезные проблемы с определением нового владельца спецсчета, опять с перечислениями средств на этот специальный счет.
В данном случае я посоветовала бы членам ТСЖ не препятствовать такой проверке, для большего спокойствия собственников в данном доме. Хотя еще раз подчеркиваю, что действующее законодательство не предусматривает в данном случае для регионального оператора какие-либо основания для отказа в перечислении или нарушения сроков перечисления вот этих средств. Если есть предоставленные документы, если есть протокол об определении нового владельца спецсчета, то такие средства должны быть перечислены в установленный законом срок.
Скрыть текст • Полномочия собственников по участию в контроле за проведенным ремонтом.
Показать скрытый текстОксана Демченко:
Этот вопрос решается в зависимости от того, как вы формируете свой фонд капитального ремонта: на специальном счете или на счете регоператора.
Если вы формируете фонд на спецсчете, то все вопросы, связанные с организацией и проведением капремонта, с участием ваших представителей в контроле хода ремонта, в приемке работ по итогам, — это все решаете вы как собственники самостоятельно.
Здесь вы можете любые, на ваш взгляд, необходимые действия предусмотреть, уполномочить своего представителя — это может быть либо собственник, который проживает в доме, либо какая-то организация специализированная, которая способна оценить качество ремонта. Эти вопросы вы решаете сами.
Настоятельно рекомендуем вам решать их на своих общих собраниях и обязательно определять такого представителя. Не отдавайте все на откуп подрядной организации или управляющей компании. Направляйте представителей совета многоквартирных домов в эти комиссии, участвуйте в приемке в обязательном порядке. Здесь у собственников на спецсчетах абсолютная свобода, вы имеете право любые формы и методы контроля предусмотреть и включить их в условия договора, заключаемого с подрядной организацией.
Что касается фондов капремонта, формируемых на счетах регионального оператора. Здесь вопрос таким образом решается: собственники тоже вправе уполномочить и дать своего представителя на участие в приемке и в контроле за качеством работ, но для этого обязательно нужно решение общего собрания.
Особенность организации капремонта в таких домах, которые находятся в «котле» и управляются по сути регоператором с точки зрения капремонта, в том, что здесь тоже проводится ремонт на основании решения общего собрания. Но если вы в установленный срок этого решения не приняли и не ответили на те предложения, которые вам сделал регоператор в рамках статьи 189 Жилищного кодекса, то тогда решение принимается органом местного самоуправления, и дальше регоператор действует самостоятельно.
В этом случае у вас сужаются возможности для участия, потому что нет решения общего собрания, которым вы как раз и можете направить своего представителя для участия в контроле за ходом и качеством проводимых работ.
ЖК РФ предполагает такой механизм защитный: в обязательном порядке акты оказанных услуг или проведенных работ согласуются с органами местного самоуправления. Но если вы как собственники решение не приняли, то, может быть, для вас этот механизм будет и не особо интересен. Поэтому призываем собственников быть активными в обязательном порядке.
Евгений Костюхин:
Практике, которая существует при приемке работ по капитальному ремонту, много лет, и она на самом деле чудом не является.
Основная проблема для жителей — они не проводят подготовительную работу. Если жители общим собранием не назначат своего представителя, то им, региональному оператору, подрядчику и представителю УК непонятно, с кем иметь дело. Просто с жителем? А выражает ли он мнение остальных жителей?
Человека обязательно нужно готовить. Ничего сверхъестественного в этом нет. Даже фонд по своим программам капремонта одно время требование об обязательном участии собственников выдвигал и собирал эти нормативные акты.
От жителей требуется подготовка. Нужно понимать: должно быть оформлено вот это вот решение, и если жители уполномочили своего представителя, то будут включаться другие механизмы. Иначе непонятно, кто со стороны собственника выступает и на что он уполномочен. Именно поэтому получается, что в случае отсутствия представителя собственников таким представителем выступает муниципалитет, что на него тоже нагрузку создает. Поэтому рекомендуется жителям эту подготовительную работу обязательно вести.
Скрыть текст • Полномочия и компетенция владельцев специального счета (особенно с учетом того, что с 1 января 2015 года у нас в качестве такового может быть выбрана и управляющая организация).
Показать скрытый текстОксана Демченко:
Небольшой экскурс. Функции владельца специального счета четко прописаны в Жилищном кодексе. И у него нет никаких законодательно установленных функций по выставлению платежных документов, по организации проведения капитального ремонта.
Четко прописанная функция в Жилищном кодексе — открыть специальный счет и вести учет по этому спецсчету. Дальше все вопросы должны решаться самими собственниками.
О платежных документах: действует общий порядок выставления квитанций за жилищно-коммунальные услуги, и, следовательно, то лицо, которое у вас осуществляет выставление платежных документов, должно вам предоставлять платежный документ, включив туда взнос на капремонт.
В том чисел ведение претензионной работы: если у вас управляющая организация (а взнос на капитальный ремонт входит в структуру платы за жилое помещение), то эта организация ведет работу по взысканию взносов на капремонт, ведет претензионную работу.
Отбор подрядной организации: тут надо решать, как говорится, полюбовно, потому что у организации —владельца спецсчета нет обязанности искать подрядную организацию, заключать с ней договор, контролировать проведение капитального ремонта. Это не вытекает из ее функций по управлению МКД. Решение должны принять собственники.
Если управляющая организация готова на себя эту функцию взять, то пожалуйста. Но обязать ее к этому нет законодательных оснований.
Евгений Костюхин:
Очень часто спрашивают, почему такая большая разница для тех, кто на специальном счете, и для тех, кто накапливается на счет регоператора.
Важно понимать разницу между этими двумя механизмами. Давайте посмотрим на то, как происходит капитальный ремонт при перечислении средств на счет регоператора, то есть не на специальный счет.
Жилищный кодекс на регоператора накладывает большое количество обязательств: он должен это организовывать в соответствии с планом, он за это отвечает, он обязан давать предложения жителям и с ними согласовывать. И только если жители не смогли договориться, он начинает выполнять свои обязанности сам, в том числе согласовывая свои действия с муниципалитетом.
В случае перечисления денег регоператору он имеет возможность использовать их для других домов: здесь работает система взаимопомощи — «общий котел».
И давайте посмотрим, что у нас происходит со спецсчетом. Жители, принимая решение формировать фонд капремонта на спецсчете, запрещают регоператору доступ к этим средствам.
Они приняли на себя ответственность принимать решения самостоятельно и о привлечении подрядчика, и о видах работ, и о порядке расходования средств, и о порядке приемки, об участии в этих работах.
И если посмотрим Жилищного Кодекса, то суть взаимодействия контролирующих органов с владельцами специального счета — они просто проверяют, есть ли дисциплина, проводят ли они в срок необходимые работы, но никаких других полномочий по наличию каких-либо обязательств и обязательных предписаний они не выдают.
Только если в отношении тех, кто выбрал спецсчет, констатировано, что они вот это решение о формировании спецсчета не выполняют (например, средства не поступают), тогда в отношении них должно быть принято решение, что они переходят на счет регоператора.
Следует быть внимательным именно к этой самостоятельности и нужно быть к ней готовым. Если жители не смогут с ней справиться, то они перейдут в «котел». Такое решение по ЖК должно быть принято муниципальным органом и реализовано, и платежку начнет выставлять региональный оператор.
Скрыть текст • Формирование региональных программ капремонта.
Показать скрытый текстОксана Демченко:
Есть вопрос из Забайкальского края, связанный с тем, что в краевой программе ремонта срок стоит 2014—2043 годы.
Это, на наш взгляд, недопустимо. Действительно есть ряд таких субъектов, которые таким образом определили срок проведения капремонта. Еще есть пример Московской области — программа тоже до 2043 года.
Мы уже неоднократно и в рамках работы с субъектами говорили, что формально это не является нарушением закона, но если неформально, то было совершено действие, которое привело к некой дискредитации программы.
Многие субъекты осознали ошибки и ведут работу по исправлению своих программ.
Мы подготовили изменения в Жилищный кодекс, которые запрещают подобного рода действия и ограничивают период, когда можно поставить проведение капремонта, 3 годами, и планируем принятие этих изменений в ближайшее время. Тем субъектам, которые допустили указание длительных периодов, нужно будет в ближайшие 1-1,5 года провести актуализацию всех своих принятых программ и поставить нормальные, понятные для людей сроки проведения капитального ремонта.
Если вдруг к вам пришла квитанция на оплату капремонта, а ваш дом отсутствует в программе, — это действие незаконно, потому что обязанность по уплате взноса на капитальный ремонт возникает только при условии, что дом включен в программу.
Обязательно в таком случае обращайтесь в орган, отвечающий за реализацию программ капремонта: либо какое-то специальное министерство строительства и ЖКХ, либо департамент, управление. Вы должны проинформировать, чтобы ваш дом был включен в программу.
Программа подлежит актуализации не реже, чем раз в год, но некоторые регионы планируют делать это чаще. Это связано с необходимостью включения в программу новостроек, которые только введены в эксплуатацию.
Скрыть текст • Обязаны жильцы платить взносы на капремонт, если дом совсем новый?
Показать скрытый текстОксана Демченко:
Согласно Жилищному кодексу обязаны платить.
Если дом вошел в региональную программу, то по истечении 6 месяцев, если субъект не установил иной срок, возникает обязанность уплаты взносов на капремонт.
В связи с возникающими вопросами мы подготовили изменения (пока не знаем, примут их или нет), чтобы для новостроек устраивать своеобразные каникулы от взносов на капремонт — освобождать их от оплаты в течение определенного периода.
Мы планируем это полномочие отдать субъектам, чтобы они сами решали, давать каникулы или не давать. Предельный срок, на который мы планируем разрешить каникулы, — не более 5 лет.
Скрыть текст