Одним из первых забил тревогу мэр Новоуральска Владимир Машков. На весеннем совещании губернатора с главами муниципалитетов он перечислил претензии к Фонду капремонтов Свердловской области, которые были поддержаны другими градоначальниками.
Один из основных упреков — система оценки объемов и стоимости работ. В «атомном городе» расчеты проводила подрядная организация, потратившая на анализ состояния 26 новоуральских домов всего 3 дня.
Первые лица муниципалитета отказались подписывать составленные наспех сметы. А попутно наложили вето на закупку шифера для кровельной отделки. Этот материал считается устаревшим и не соответствует современным технологиям.
Мэрия Новоуральска вступила в переговоры с Фондом, направив его руководству свои замечания и предложения. В течение нескольких месяцев стороны уточняли все параметры предстоящих работ.
2 июня заместитель гендиректора Фонда официально согласовал обновленные финансовые документы. Каково же было удивление чиновников, когда в размещенной 13 и 15 июня в Интернете конкурсной документации они увидели совершенно иные цифры. Фонд в одностороннем порядке снизил стоимость капремонта 25 домов на 20 миллионов рублей (почти на 20 %).
Администрация города пригласила новоуральских строителей на срочное совещание. Представители отрасли предупредили, что не будут участвовать в тендерах, так как уже сформировали на остаток лета пакет выгодных заказов.
А предложенной фондом урезанной оплаты не хватит для качественного выполнения работ. Она едва позволит бизнесменам выйти в «ноль», а то и грозит убытками. Более того, коммерсанты рискуют попасть в список недобросовестных подрядчиков — из-за переноса времени работ они не успеют завершить заказ в срок. «Привозные» строители не решат проблему. Они пользуются услугами рабочих из ближнего зарубежья, выписать пропуск на территорию ЗАТО которым проблематично.
Об угрозе срыва программы проинформированы руководители области.
«Все шло в рабочем режиме. Но Фонд неожиданно поменял правила игры, выставив несогласованные расценки. Тем самым нарушены права собственников и муниципалитета. Благое, хорошее дело поставлено под сомнение», — говорит мэр Новоуральска Владимир Машков.
Депутат Заксобрания от Новоуральска Денис Сизов предполагает, что причина проблемы в порочности системы составления первоначальных заявок. При их формировании не спрашивали мнение жильцов, в каком ремонте нуждается их дом. За основу брались данные, предоставленные УК «Новоуральская», которые зачастую имели мало общего с действительностью. И они не пересматривались во время дальнейших переговоров.
«Насколько я знаю, в других городах происходит то же самое. А это значит, что можно ждать цепной реакции, которая грозит срывом программы в масштабах всего региона», — говорит депутат.
Накалились отношения руководителя Фонда Александра Караваева и с мэром Каменска-Уральского Михаилом Астаховым. Как сообщили в пресс-службе мэрии, на днях градоначальник вызывал Караваева в кабинет: «Разговор шел в жестких тонах». В этом городе был признан несостоявшимся конкурс, на который заявлялась местная имеющая богатый опыт проведения капремонтов компания.
К победителю повторного тендера — неизвестной в городе екатеринбургской УК «ИНЖЭК», у мэрии доверия нет: у этой фирмы нет опыта работы с жилыми зданиями.
«Она набрала дополнительных баллов за какие-то дополнительные работы. Астахов на встрече их спрашивал, что за работы имеются в виду. И товарищ, который представлял подрядную организацию, „поплыл“, отвечая на этот вопрос. Они поняли, что здесь им будет на сахар», — поясняет представитель горадминистрации.
Мэр Каменска-Уральского Михаил Астахов продолжает настаивать на привлечении к проекту местных строителей. И обещает, что за заезжими коммерсантами будет установлен тройной контроль.
«
Привлечем собственников домов, прокуратуру, ФСБ, ОБЭП, управляющую компанию, которая обслуживает эти дома. Мы покоя им не дадим и работать спустя рукава не позволим. Караваеву эта перспектива не сильно поглянулась, но тем не менее. Пока мы их только, что называется, шугнули. Когда пройдет рабочее совещание с участием всех компетентных структур, сможем их более основательно „пощупать“», — пояснили в пресс-службе.
И Новоуральск, и Каменск-Уральский — в числе лидеров по сбору платежей в Фонд. Счета оплачивают более 80 % местных жителей. Представители городов не понимают, почему на их территории используется только часть этих средств, а остальное «размазывается» и идет на покрытие кассовых разрывов в других муниципалитетах.
В администрации Артемовского, в свою очередь, удивляются, почему при сборах чуть больше 56 % Фонд предлагал руководителям городского округа наполовину урезать объем ремонтируемого жилфонда. Неполная оплата, по их мнению, не повод создавать социальное напряжение на и без того неблагополучной территории.
Местные общественники пожаловались председателю исполкома свердловского ОНФ Жанне Рябцевой, что жителям никто не представляет сметы на предстоящий ремонт. Им не ясно, как формируется стоимость работ. И возникает опасение, что за этой непрозрачностью может крыться желание «нагреть руки»: в Артемовском были прецеденты, когда
подрядчику выплачивали за замену фонарей стоимостью в 3 000 рублей в 15 раз дороже этой суммы.
«Альтернативы Фонду капремонтов нет. Но
еще несколько месяцев назад мы предупреждали о проблемах, которые будут связаны с его работой. Что возникнут вопросы с прозрачностью расходования средств и определения подрядчиков. Вспоминается экс-руководитель управления ПФ РФ по области Сергей Дубинкин, которого посадили из-за того, что он хранил деньги не в казначействе, а в коммерческом банке. Мы в Заксобрании поднимали вопрос, почему Фонд капремонтов делает то же самое — держит счета на коммерческих депозитах. Не стоит ли поменять законодательство и обязать его хранить средства в ЦБ РФ. ОНФ, конечно, будет активно контролировать эту структуру», — говорит руководитель проекта «За честные закупки» свердловского ОНФ Евгений Артюх.
Впрочем, сам Александр Караваев считает большинство звучащих в его адрес претензий недоразумениями и готов к сотрудничеству с любыми проверяющими структурами:
«Нас устраивает позиция Михаила Астахова. Нам самим хотелось бы как можно более тщательного и пристального внимания к нашей работе. И всегда работаем со связками с представителями муниципалитетов, согласуем с ними свои действия».
Он искренне сожалеет, что действующее законодательство не позволяет делать предпочтения в ходе проведения конкурсов местным фирмам: «Конкурсы открытые, и на них может заявляться любая компания».
Объясняет, что на капремонт в конкретном муниципалитете могут тратиться только собранные на его территории деньги. И поэтому, в случае массовых неплатежей, программа действительно может быть сокращена.
Караваев напоминает, что к контролю за финансированием капремонтов в обязательном порядке привлекаются лишь жильцы домов, которые провели собрания и избрали своих уполномоченных при создании Фонда — такими активными оказались лишь единицы домов в регионе. Несмотря на это, Караваев с коллегами стремятся максимально привлекать население к решению денежных вопросов.
И признается, что стоимость разыгрываемых на конкурсах контрактов действительно была в некоторых случаях сокращена по согласованию с сотрудниками мэрии («в случае с Новоуральском это был не уровень Владимира Машкова» [мэр Новоуральска. —
V.]), так как затраты на отдельные работы превысили установленный приказом министра энергетики и ЖКХ Николая Смирнова «потолок». Но при этом убеждает, что оставшиеся суммы все равно заинтересуют подрядчиков. Срываться конкурсы из-за отсутствия участников, уверен Караваев, не будут.