Вот статьи 2008 года. Полагаю они актуальны по сию пору
АДВОКАТЫ В ЗАКОНЕ
Д. ЧЕРНЕНКО
Прошедшая недавно конференция адвокатов России озадачила юристов известием о грядущих переменах в обеспечении граждан и организаций правовой помощью. Представленные Г.М. Резником законопроекты логичны и разумны. Но после его выступления осталось впечатление пережевывания жеванного в 2004 году.
Начнем с того законопроекта, который вызвал наименьшие удивление и шок - о внесении изменений в Закон “Об адвокатской деятельности”.
Адвокатское сообщество отчетливо понимает, что в нынешней ситуации оно стремительно теряет доверие общества. И причины тому вполне объективны: во-первых, низкое качество оказываемых адвокатами услуг; во вторых, бесконтрольность деятельности адвокатов; в - третьих, нежелание адвокатов нести ответственность за оказываемые услуги.
Предложенный законопроект прямо указывает, что необходимы действенные меры, которые позволят исключить из числа адвокатов лиц случайных, не имеющих даже малейшего понятия о том, чем должен заниматься адвокат, повысить степень ответственности адвокатов за выполняемые услуги, оставить в рядах адвокатуры только истинных специалистов.
В частности было предложено ужесточить отбор кандидатов, проводить систематическую переэкзаменовку лиц, обладающих статусом адвоката (по аналогии с государственными служащими), ввести более суровые меры взыскания для проштрафившихся и исключить из адвокатской среды “мертвых душ” - то есть тех лиц, которые, получив статус адвоката, ничего не делают (“почивают на лаврах” - Г.М. Резник), либо занимаются квалифицированным “выдавливанием” денежных знаков из клиентов, не неся при этом никакой ответственности.
Обходной маневр
Удивление и недоумение юридического сообщества России вызвал возникший в очередной раз из небытия законопроект “О юридических услугах”.
Судя по законопроекту, адвокатское сообщество не может смириться с принятым Конституционным судом РФ еще в 2004 году решением, в соответствии с которым представителями организаций в арбитражном суде могут быть не только сотрудники этих организаций и адвокаты, но и иные лица. Но на сей раз под удар попали не только юристы, участвующие в процессах в арбитражных судах, но и те, что работают в мировых судах и судах общей юрисдикции, а также осуществляющие консультирование граждан и организаций.
Однако прямо проигнорировать выводы Конституционного суда РФ адвокаты не в состоянии, а потому используют "обходной маневр": согласно законопроекту оказывать юридическую помощь, в том числе в арбитражном, мировом судах и в судах общей юрисдикции сможет только ограниченное число лиц - те же адвокаты и юристы организаций, а также нотариусы и патентные поверенные.
Смысл такого ограничения очевиден: если это касается отношений хозяйствующих субъектов, то организация, не имеющая в своем штате достаточно компетентного в конкретном вопросе юриста, обращается к стороннему специалисту, и далее этот специалист занимается указанным вопросом (дает консультации, а при необходимости отстаивает свою позицию в суде).
Если организацию уже на стадии консультирования вынудить обратиться не к стороннему юристу, а к адвокату, то, вероятно, ему организация доверит и участие в судебном разбирательстве.
Попытки адвокатов любой ценой оттеснить от лакомого куска юристов, не обзаведшихся адвокатскими удостоверениями, навевают сакраментальное: "Голова не отмеченная печатью разума, не дает почувствовать радость бытия иным конечностям человеческого тела". Между тем, наличие аналогичного желания быть “царем горы” давным-давно обнаружилось и у Палаты налоговых консультантов. Палата ранее заявляла о претензиях "дипломированных консультантов" на налоговое консультирование, что подразумевает оказание юридических услуг в сфере налогового законодательства. Но, похоже, адвокаты в рядах лиц, оказывающих юридическую помощь, никаких консультантов (ни с дипломами, ни без них) видеть не желают.
Что касается интересов граждан, то обращение за юридической помощью не к адвокатским образованиям становится вполне объяснимым ввиду следующих обстоятельств:
рынок юридических услуг перенасыщен, и можно, не обращаясь к адвокатам, найти хорошего специалиста за меньшее вознаграждение;
в отличие от адвокатов с частного юриста в случае ненадлежащего выполнения взятых им обязательств можно взыскать через суд штрафные санкции.
Кроме того, совершенно не очевидно, что клиенты к нынешним адвокатам пойдут. Какая-то часть действующих юристов - “частников” пополнит ряды адвокатского сообщества. Но обращаться клиенты будут не к абстрактному адвокату, а к тому же специалисту (будь он просто юрист или юрист в статусе адвоката), к которому обращались и раньше.
Другая часть юристов просто перестанет официально оказывать юридические услуги. Это в случае с участием в судебном процессе неофициальное присутствие в суде невозможно. Когда же оказывается юридическая услуга, главное для заказчика - качественный совет. Документальное оформление нужно далеко не всем. И если сейчас в данном сегменте рынка официально оформляются договоры и официально платятся деньги, то с ужесточением требований к исполнителям, сами юристы станут, выражаясь словами Гастона Леру, “призраками оперы”, договоры превратятся в ни к чему не обязывающую формальность, а официальные суммы станут черным налом.
В том случае, если преследуется цель загнать юридический бизнес в тень, средство выбрано, безусловно, верное. Вот только последствия для государства могут оказаться совсем не радужными, если юристы будут выдавлены по другую сторону закона.
Обосновывая изложенные в законопроекте предложения, господин Резник в своем выступлении сетовал на то обстоятельство, что в мировых судах и судах общей юрисдикции большинство административных и гражданско-правовых дел, рассматриваемых с участием частнопрактикующих юристов и третьих лиц, привлекаемых в качестве представителей граждан, разрешается не в пользу граждан. Вот тут Генри Маркович откровенно слукавил.
Да, объективно существует проблема - участие в судебных заседаниях лиц, слабо представляющих себе, зачем они вообще в суд пришли. В первую очередь это касается процессов по административным и гражданским делам в мировых судах и судах общей юрисдикции. Тем не менее вряд ли возможно в ближайшие годы запретить заинтересованным лицам самостоятельно участвовать в процессах из-за наличия у них возможности нанять адвоката. А раз так, то и попытки вынудить граждан обращаться именно к адвокату, а не к юристу без “краснокожей книжицы”, который за аналогичную услугу возьмет меньшую плату, бессмысленны. Тогда граждане пойдут в суд сами, что никоим образом не улучшит состояние судопроизводства...
Складывается ощущение, что адвокатское сообщество России пытается монополизировать рынок юридических услуг и навязать нам американскую модель данной сферы бизнеса. Суть этой модели в том, что адвокатские корпорации США практически установили диктат над гражданами и судебной системой. Проиллюстрируем данное утверждение случаем из жизни.
Мой знакомый Алекс, живущий в Америке уже 10 лет, рассказал следующее: иногда адвокаты затягивают процесс (с этой целью платят судьям, клеркам, сговариваются с адвокатами противоположной стороны и пр.) до тех пор, пока у клиента не кончатся все деньги. После чего его просто бросают. В Америке даже есть такой анекдот. Молодой адвокат хвастается старому: «Я только что выиграл такое дело!» – «Ну и дурак! На этом деле ты мог бы всю жизнь кормиться!».
Со слов Алекса, подать самостоятельно исковое заявление в суд - дело крайне неблагодарное и почти невозможное. Американские суды возвращают исковые заявления, поданные гражданами самостоятельно под любым предлогом: начиная от ссылки на недостаток или переизбыток экземпляров документов, и заканчивая абсурдными утверждениями, что представлять интересы граждан в суде, в том числе и при подаче заявлений, имеют право только адвокаты.
В 2007 году, ради праздного любопытства, мой знакомый нашел в зале каталогов библиотеки федерального суда штата Миннесота книгу под названием «Как самому подать иск в федеральный суд». Но получить ее на руки он не смог, так как она оказалась в разряде книг с грифом “Секретно”. Как выяснилось позже, эта монография засекречена и изъята из широкого доступа еще в 43 штатах на основании решений федеральных судов. Покопавшись в доступных к обозрению судебных материалах, Алекс выяснил, что книга стала тайной за семью печатями благодаря удовлетворенным исковым заявлениям адвокатских корпораций этих штатов. Есть над чем задуматься...
Таким образом, предпринятый адвокатами демарш не более чем попытка улучшить собственное положение за счет дискриминации других.
Нет ничего предосудительного в том, что адвокатское сообщество России стремиться улучшить положение своих членов. Но адвокат, в первую очередь, лицо, стоящее на страже закона. Следовательно, недопустимо адвокатам нарушать закон, кого бы он не касался. Введение же в действие такого закона, который предлагает Г.М. Резник, по сути, оставляет без средств к существованию огромный пласт специалистов правоведения. Отсюда вполне обоснованным выглядит утверждение, что в данной ситуации адвокатское сообщество России попросту игнорирует ст. 34 Конституции Российской Федерации: «1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. 2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию».
Потому-то в очередной раз и оцениваются в юридических кругах все рассматриваемые проекты достаточно единодушно: ограничение конкуренции на рынке юридических услуг в пользу адвокатов никаких благ этому самому каждому человеку не сулит...
АДВОКАТЫ ПРОТИВ ЮРИСТОВ
Д. ЧЕРНЕНКО
(в дополнение к статье "Адвокатская экспансия",
опубликованной в N 39 газеты "ЭЖ-Юрист")
УУважаемые друзья, коллеги.
То, о чем так долго и упорно твердили нам господа Резник Г.М., Астахов П. и иже присные, всё-таки свершается.
В Думу отправляется законопроект «Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации». Даже краткий анализ этого опуса лоббистского безумия адвокатов позволяет говорить о том, что предупреждения о попытке монополизировать рынок юридических услуг имеют под собой реальную и твердую почву. Ранее, в марте месяце, автор этих строк имел честь вступить в словесную схватку с защитниками такой позиции (Черненко Д.М. Адвокаты в законе // ЭЖ—Юрист. 2008. № 9 (514). С. 15). Были и иные коллеги — правоведы, законодатели, кто поднимал свой голос в защиту свободного от адвокатского сообщества юриста (Мирзоев Гасан. А проблемы остались. Российский адвокат. 2007. № 5. С. 15) . И что же вышло?
Всех, кто придерживался такой точки зрения обвинили в некомпетентности: «Движение в направлении формирования в России самостоятельной группы лиц легким не будет. Уже первая попытка одной группы адвокатов начать это движение при помощи проекта закона о квалифицированной юридической помощи в России встретила критику со стороны противостоящей ей группы (хотя серьезными назвать их невозможно: оппоненты не разобрались в сути вопроса)»(Муранов А. Юристы в режиме конкуренции // ЭЖ—Юрист. 2008. № 10 (515) (см. также: Бардин Л. Юристы и юристы. Адвокаты и адвокаты. // ЭЖ-Юрист. 2008. № 10 (515)
В ответ на такие реплики так и тянет сказать: «Ну, да! А еще Украина — родина слонов».
Позиция проадвокатского лобби в данной ситуации проста и понятна: лучшая защита — нападение. Не важно, какие доводы приводит твой оппонент. Главное то, что ты обвиняешь его вовсеуслышание некомпетентным и недалеким: как же, все вы, юристы, ничего не понимаете. Мы тут печемся о благе народном. А вы нам палки в колеса вставляете. Как не совестно, господа. И так далее, в таком духе.
Но, факт остается фактом. Законопроект либо загоняет юристов в адвокатские сообщества, либо оставляет их за бортом частной юридической практики.
Сразу же возникают несколько вопросов.
Первое: Если я частнопрактикующий юрист, не желающий идти в адвокаты, почему меня лишают права выбора, а как следствие, права честно зарабатывать себе на жизнь, не прикрываясь красивыми фразами о качестве и прочем?
Второе: Членство в адвокатском сообществе России сопряжено с большими тратами и членскими взносами (проще говоря поборами). Почему я должен платить кому — то, непонятно за что? Только лишь за то, чтоб меня считали человеком и профессионалом?
Третье: Почему право простого гражданина обратиться к тому, кто ему более выгоден и нужен решили ограничить? Ведь по сути, проект закона в случае наделения его статусом нормативного акта послужит обвальному попранию гражданских прав. Так будут ликвидированы различные правозащитные организации, в том числе профсоюзы и общества по защите прав потребителей. Что в свою очередь превратит общество не в правовое, а в бесправное. В настоящее время общественные организации единственные, кто хоть как-то оказывает давление на властные структуры. И почему потребитель услуг лишается права самоопределения в выборе лица, от которого он готов получить помощь? А как будет обстоять дело с законными представителями? Их тоже обяжут стать адвокатами и прочими нотариусами?
Четвертое: Почему адвокатское сообщество решило поправить собственное положение (в том числе и финансовое), попросту уничтожив своих конкурентов? Неужто это следствие страха перед конкурентами? Или следствие собственной некомпетентности? Неужто так приятно быть «собакой на сене»?
Если хоть кто-нибудь из адвокатов или их лобби, сможет внятно, четко и обоснованно, без патетики и словоблудия ответить на эти вопросы, я признаю что был не прав.
Но более чем уверен: ответов, какие просит автор этих строк не будет. Потому что все ответы упрутся в один неопровержимый факт: безусловно, что проект закона направлен на передел рынка юридических услуг. Никакая корочка адвоката не сделает из плохого юриста хорошего. Более того, если кто из юристов сталкивался с нотариусами, то он знает, что нет более узконаправленных и негибких представителей юридического сообщества, очень не важно разбирающихся в отраслях права, не связанных с нотариатом .
Такое ощущение, что в собственной жадности, господа лоббисты от адвокатуры не понимают, что в случае принятия этого проекта, они сами не смогут проглотить откушенное. Сколько адвокатов специализируется в области финансового,налогового, таможенного права? Кто из них в состоянии грамотно вести дела по семейному праву (а они по праву считаются одними из самых сложных, не смотря на всю кажущуюся простоту)? Сколько адвокатов участвовал в проведении «дью дилидженс»? В лучшем случае мы получим в качестве ответа недоуменное и высокомерное хмыканье и фырканье.
Попробую поиграть в пророка: при таком дальнейшем развитии событий, через пять-шесть лет нас ждет то, о чем писали Валентин Замятин в «Мы» и (что более вероятно) Джордж Оруэлл в «Скотном дворе» и «1984». Обидно, что нас юристов (не адвокатов и не нотариусов) считают бездарями и ворами, а остальное население простаками и глупцами, которые ходят и ходят к юристам, проигрывающим их дела и оказывающим неверные консультации. Кто из нас частнопрактикующих юристов не консультировал людей по юридическим вопросам и не представлял их интересы в судах против фискалов, чиновников, либо зарвавшихся персон. Кто из нас не получал теплые слова благодарности, кто не пользовался большим кредитом доверия этих людей и всегда его оправдывал, потому что не раз помогал им разрешить сложные ситуации? Но теперь мы им всем вынуждены будем сказать: "Я больше не имею право помогать вам, идите к адвокату". Особенно тем людям, которые обращались ко нам, после того как адвокаты проваливали их дела или отмахивались от них, потому что не хотелось заниматься делом за три тысячи рублей. Либо попросту «кидали», прихватив деньги (причем не малые), и исчезали в неизвестном направлении, помахав на прощание своими «блатными» адвокатскими корочками.
Целью законопроекта было заявлено обеспечение граждан и организаций квалифицированной юридической помощью. Однако факты говорят сами за себя — это не так. Квалификация юриста не повысится от того, что он вступит в адвокатское объединение. И уж если говорить о критериях квалификации юриста, то это образование и опыт (да и то, это формальные и относительные признаки). Перед тем как нанять юриста, каждый может поинтересоваться у него (и даже попросить подтверждающие документы) какое у него образование и опыт работы в интересующей сфере. Что касается защиты клиента от неудачного результата работы юриста (как вариант) - существует страхование гражданской ответственности...
Так что думайте господа юристы и адвокаты. Думайте.