Еще вчера я договорился с Абу Самиром поехать сегодня в Телль Арку и крепость Аккар аль-Атика за 50 000 LL (про первую Абу Самир ниче не знал, но ехать, тем не менее, соглашался). Цена была радостно обусловлена им тем, что туда, в отличие от направления Бшарре-Кедры, не ходят автобусы (он то вообще просил 70 000 LL, это я «предварительно» сбил цену, оставив финальный торг на завтра).
Но на утро я выяснил у хозяйки отеля, что если до Телль Арки может и не ходят автобусы (она тоже не знала, что это такое – «телль» по-арабски «дорога»), то в том направлении – Хальба, они все-таки есть.
Поэтому отказавшись от крепости Аккар аль-Атика (дорога туда-обратно в 100 км грозила обернуться теми же 5 часами, а мне надо было еще попасть до темноты в Баальбек через Бейрут), я сбил цену на одну Телль Арку вдвое – 25 000 LL. Абу Самир правда жестами показывал, что поскольку мы «friends», я должен буду по окончании поездки от широты своей русской души кинуть ему не 25 000 LL, а все 30 000 LL (понятно, что я так и сделал, т.к. до некоторой степени действительно «подружился» с ним
).
В LP ни про крепость Аккар аль-Атика, ни про Телль Арку ни слова, только значки «крепость» и «развалины», соответственно.
У Осипова-Медведко написано, что Телль Арка это раскопки-развалины финикийского города Ирканати (Иркати), на месте которого потом была римская Арка Цезарея, а позже арабская Арка, которую с первого раза не смогли взять крестоносцы.
На деле – куча невнятных развалин, каменных и каменно-глиняных стен разного формата, и пара обломков колонн. В общем, не надо туда ехать.
Тем более, что и найти это место довольно сложно.
Я битых полчаса, пока мы ехали, пытался объяснить Абу Самиру на пальцах, как туда доехать (со «слов» Осипова-Медведко). Он понимать отказывался, а потом вдруг радостно воскликнул: «Арка? Знаю! Ты то мне говорил Арка, а это ведь Арка!» (я решил, что смысл в оттенках произношения
), и привез меня в какую-то деревню. Когда я запротестовал, что никаких «колонн из розового гранита» (© Осипов-Медведко) здесь че-то не видно, он нашел мужика, говорящего по-английски. Мужик (оказавшийся к тому же юристом), хоть и не с первого раза, но понял, че я хочу, и объяснил, как туда проехать (а еще он пожалел, что не встретился со мной раньше, т.к. он вчера «бухал» в ночном клубе один с шестью ladies – я тоже пожалел…
). Однако, после этого мы еще у трех человек переспрашивали дорогу и мотались туда-сюда по деревеньке.
И когда, потратив кучу времени, мы, наконец, «причалили» к груде камней, Абу Самир всем своим видом являл несказанное удивление, указывал пальцем на булыжники и недоверчиво «уточнял»: «Финик? Р
оман?».
До Бейрута доехал на скоростном «luxury»-автобусе за 4 000 LL – единственный случай, когда билеты надо было покупать в кассе, а не платить водителю сразу или по выходу.
С автовокзала Charles Helou меня тут же забрал «сервис» до Cola (откуда по данным LP отправлялись мини-басы в Баальбек). Но в процессе езды водитель, выяснив, куда я потом собираюсь ехать, сказал, что мини-басы в Баальбек тусуются не фига не на Cola, а где-то подальше, на некоей «street» (по факту – rue Michele Zaccoura), куда он меня и довез (от Cola мы ехали еще минут 10). За все взял 5 000 LL.
Подскочившие водители (один из которых, узнав, что я из России, радостно залопотал по-русски – он жил какое-то время на Украине) сразу запихнули меня в мини-бас.
Однако путешествие на этом мини-басе долго не продлилось – где-то в районе Баабды (город-спутник Бейрута) нас подрезал старый «мерс» (их там, как грязи). И хотя оба старательно пытались избежать столкновения, мы таки врезались. У мини-баса разбита фара и слегка помят бампер, у «мерса» - вмятина в правой пассажирской двери. Когда из «мерса» вышли сначала две девчонки, а потом с водительского сидения – тетка, все мужики в мини-басе в едином порыве выдохнули на арабском что-то «интернациональное» - типа, «аааа, женщина, ну все понятно!».
По идее, у мини-баса ущерб минимальный, но все высыпали на улицу и стали «перетирать» с теткой. Я спросил у англоговорящего дедка: «What we are waiting for?», и он объяснил мне, что у тетки нет ни прав, ни лицензии, ни страховки. Так что мы ждем приезда полиции.
Увидев наше горе, рядом остановились еще 2 мини-баса, в один из которых затащили меня. Причем у меня были сомнения, что он идет именно в Баальбек, т.к. молодой араб, к-й меня туда тащил, че-то долго объяснял водителю, показывая на меня и говоря «Баальбек».
Так и вышло. Меня возили туда-сюда по долине Бекаа (это там, где выращивают гашиш – еще одна почти бесплатная экскурсия), а потом пересадили в третий мини-бас. Причем тому (второму по счету) мини-басу я ниче платить не должен был (впрочем, я и первому не заплатил), они видимо как-то между собой производят взаиморасчеты.
Итоговый счет за путешествие на трех мини-басах – 6 000 LL (когда водитель последнего мини-баса объявил мне эту цену, сидящая рядом монашка запротестовала, мол, «ты че такие деньги с парня дерёшь?!», водитель стал отпираться, что меня «передали по эстафете» из Бейрута).
На «входе» в город, у какой-то мечети (по опыту Ирана – очень похожа с виду на «Пятничную») я, сопровождаемый «проводником» в лице практически не говорящего по-английски парня лет 15, был остановлен двумя мужиками в штатском и с рациями в руках, к-е попросили предъявить паспорт и основательно прошарили мой рюкзак.
Следом за ними еще один кордон (вокруг все было оцеплено) – тоже мужики в штатском с рациями и еще полиция в форме. Старший из «штатских», немного говорящий по-английски, проверил мои документы и сказал, что все нормально, просто фотать здесь сегодня нельзя – типа некий мусульманский праздник. Как везде в Ливане – всё вежливо, культурно.
Гостиница – Hotel Jupiter (в двух шагах от широко рекламируемой «Пальмиры», к-я меня снаружи не впечатлила). Мужик сначала хотел опять впарить мне дабл, но потом таки нашел сингл (все равно с 2 кроватями) за 15 баксов. Гостиница так себе. Притом, что вечера в долине Кадиша довольно прохладные, гостиница представляет собой квадрат с открытым небу холлом посередине.
Вот где Ливан напоминает мега-туристический Египет с его приставалами, так это Баальбек. Затрахали торговцы, навяливающие всякую хрень (типа горсть «Antic coins» за 5 баксов), и не понимающие с первого раза слово «нет».
Еще удивил нищий, к-й сначала мямлил что-то про то, что ему «нечего есть», а когда подошел повторно, на хорошем английском (был предложен также французский) стал меня расспрашивать: «Чем отличается СССР и Россия? Сколько в СССР было республик?».
Фото: "Абу Самир cheap taxi" на развалинах Телль Арки.