Ситуация: пол года назад некая фирма заказывает сценарий ролика. Получает законные три варианта - и исчезает. Теперь эта фирма появляется вновь и на голубом глазу утверждает, что ролик этот - их собственный, они его сами придумали, за сценарий платить не собираются - надо только изготовить.
Доказательств моего авторства немного: дата написания сценария (ессно, лето прошлого года), характерная только для меня стилистика оформления заказа - вот, пожалуй, и все. Менеджер, работавший с этим клиентом пол года назад, уволился и исчез с горизонта (да даже если бы и был доступен - что с того?).
Что делать? Есть риск, что клиент изготовит этот ролик в другой студии (не у нас) - и тогда шансов получить свои деньги у меня не останется вовсе...
Как в данной ситуации защитить свое авторское право?
Сходите в Российское Авторское Общество на Трудовой, там подскажут, может задепонируют сценарий зафиксировав Ваше авторство, :(но, сами понимаете ... Россия!
Увы. Согласно Уставу нашего предприятия, авторские права на мой труд принадлежат не мне, а предприятию (я потому даже портфолио не могу разослать интересующимся копирайтом). Однако я сильно сомневаюсь, что предприятию будет интересно решать вопросы моей профессиональной гордости - масштаб трагедии не тот... Не барское это дело - биться за 400 рублей...
В ответ на: Увы. Согласно Уставу нашего предприятия, авторские права на мой труд принадлежат не мне, а предприятию (я потому даже портфолио не могу разослать интересующимся копирайтом). Однако я сильно сомневаюсь, что предприятию будет интересно решать вопросы моей профессиональной гордости - масштаб трагедии не тот... Не барское это дело - биться за 400 рублей...
Непонятно что то. Предприятие кинули (ведь вы выполняли эту работу будучу сотрудником предприятия, а не как частное лицо), а оно не хочет решать эту проблему? Странное дело. Значит это не дело Вашей профессиональной гордости, а репутации вашего предприятия
Тут Вы не совсем правы. Авторские права принадлежат только автору (разве, что у Вас есть специальная оговорка в трудовом договоре) а вот имущественное право - однозначно принадлежит фирме. Разница в том, что Вы имеете полное право требовать ссылки на Вас как на автора ролика, но не на деньги! Поэтому Заказчик может вполне спокойно указать Вас как автора ролика и отдать его в производство в другую фирму. Ваше авторство в этом случае - соблюдено полностью... А на деньги, всё равно, кидают не Вас а вашего работодателя - ему надо - пусть и защищается...
Скорее всего Вы беспокоитесь о той доле з/п, которая выплачивается Вам в виде процентов к окладу... к сожалению - невытягиваемо... забудьте.
Есть только один вариант требовать деньги с Заказчика - это когда Вы заключаете договор с работодателем на агентских условиях - когда работодатель фактически выступает Вашим продюсером (если можно так выразиться)... думаю, что это не та ситуация...
Упс. перечитал и заметил ссылку на Устав предприятия - это как?
У нас такие случаи тоже не редкость - создается дизайн макета и клиент машет ручкой... потом я этот макет вижу в метро, на щитах и т.д. и что? орать о том что это наше? Да ну! Сегодня ушел - завтра придет сам. Как только появится - можно будет и вспомнить, если будет сильно надо. А з/п дизайнер и так получает. Не получил процент за размещение? ну как придут так и получит... всего-то - дело времени. Просто бизнес у нас достаточно эксклюзивный... решать такую гору проблем, чтобы выполнить заказ - сомневаюсь, что найдется еще один такой идиот в городе... вон, томичи пришли - и где? щиты ездят, а нам приходится возвращать тех кто попытался на них разместится... даже не к нам - вообще в транспорт, хоть к кому-нибудь!Вот содрать бабки - и ничего не клеить - это у нас запросто.
"Только так, только личная инициатива и напряженная работа над собой. .. Нужно своей собственной рукой все делать" (с) В.В. Путин(а не на "вертикаль власти" надеяться)
Мысль вашу поняла, спасибо.
Если честно, жаба душит "дарить" свои сценарии. У меня нет оклада. Мне не идут проценты с заказа. Стоимость работы четко оговорена (*** рублей за сценарий). Оказывается, у сдельщины есть и минусы...
В ответ на: Что делать? Есть риск, что клиент изготовит этот ролик в другой студии (не у нас) - и тогда шансов получить свои деньги у меня не останется вовсе...
Как в данной ситуации защитить свое авторское право?
прости меня за пессимистичный ответ - но ничего не делать, потому что никак не защититься - т е п е р ь. на будущее - баальшими буквами перед глазами и за спиной плакаты с одинаковым содержанием: "НИЧТО так не укрепляет веру в человека, как ПРЕДОПЛАТА". это единственный выход. мы всегда за креативные разработки берем 50% от прайса на услугу. это дисциплинирует обе стороны: у креативного специалиста нет возможности отхалявить под предлогом "НЕвдохновения", т.к. он теперь повязан жесткими сроками и авансом, у заказчика - гарантии, что продукт будет, и в срок. Особо мнительно-наглых с вопросом "ой а вдруг вы наделаете, а нам не понравится?" приводит в чувство контраргумент - вы знаете уровень наших работ, тот факт, что вы обратились к нам, подтверждает, что этот уровень вас устраивает, и будет сделано все, чтобы удовлетворить ваш запрос согласно оформленному техническому заданию. если заказчик невменяем - то лучше просто отказаться от заказа. геморра не оберешься и с деньгами риск большой пролететь.
В ответ на: Авторские права принадлежат только автору (разве, что у Вас есть специальная оговорка в трудовом договоре) а вот имущественное право - однозначно принадлежит фирме. Разница в том, что Вы имеете полное право требовать ссылки на Вас как на автора ролика, но не на деньги! Поэтому Заказчик может вполне спокойно указать Вас как автора ролика
фихня! в данном случае авторское и имущественное право не разделяется и всецело принадлежит агентству (в данном случае, рекламному отделу радио "Старт"), а не копирайтеру. т.к. копирайтер работает по трудовому договору с рекламным отделом. 100%. и еще очень смешно пошучено про "ссылку на автора ролика" - много Вы слышали таких ссылок в эфире?
даже про визуальный креатив: авторское фото Пашиса или Ощепкова, рекламные работы Папшева, логотипы "Тоже людей", МиФ, АП или Петры - авторство во всех этих случаях знает только узкий круг причастных, вращающихся в этой сфере людей. и н и к а к и х имущественных прав на все эти объекты после подписания акта сдачи-приемки работ с заказчиком у нас нет. все, что мы можем - это на корпоративных сайтах формировать портфолио работ. но право сие в кошелек не положишь - о чем, собственно, автор топика и печалится....
Такие случаи обычно возникают, когда клиент и разработчики суетятся, торопятся.
Бывает, что разработчик озвучивает идею без формализации и оплаты незнакомому клиенту, с которым еще не было партнерских отношений.
Для подстраховки могу посоветовать требовать на копиях переданного результата (авторского материала) ставить подпись сотрудника, принимающего продукт со стороны клиента. И дату передачи. Это подтвердит Ваше авторское право не хуже официального депонирования или отправки заказного письма самому себе.
Но всё равно не застраховаться на 100%. Судиться можно, конечно, но стоит ли "овчинка выделки"?
В ответ на: в данном случае авторское и имущественное право не разделяется и всецело принадлежит агентству..., а не копирайтеру. т.к. копирайтер работает по трудовому договору с рекламным отделом.
Не совсем так. Авторское право всегда остается за человеком, в данном случае - за сценаристом. А имущественное, согласен, - за работодателем (если у него есть договор с автором).
В ответ на: все, что мы можем - это на корпоративных сайтах формировать портфолио работ
Еще можно ставить всюду, где возможно, конечно, свой копирайт, если договоритесь с клиентом. Это, кстати, может быть предметом торговли с клиентом, требующего скидку, сжатых сроков, большего количества вариантов и т.д. Компенсация, так сказать.
фихня! в данном случае авторское и имущественное право не разделяется и всецело принадлежит агентству (в данном случае, рекламному отделу радио "Старт"), а не копирайтеру. т.к. копирайтер работает по трудовому договору с рекламным отделом.
Советую, прежде чем что-то утверждать, почитать закон об авторском праве.
- много Вы слышали таких ссылок в эфире?
А Вы много знаете роликов где предусмотрено и отводено эфирное время для указания автора? Это же не картина однако! А вот на всяких конкурсах, выставках и проч. - практически всегда есть ссылка на указание автора... по крайней мере, имхо, требовать указание автора в прокате - просто глупо...
"Только так, только личная инициатива и напряженная работа над собой. .. Нужно своей собственной рукой все делать" (с) В.В. Путин(а не на "вертикаль власти" надеяться)