Вчера на гос.закупках наткнулся на необоснованно астрономическую цену за утилизацию снега, убранного с улиц столицы сибири. Почему пишу сюда: кроме критиков, здесь есть люди монетизирующие инженерную мысль. И я несколько лет вас всех читаю и мне проще вести диалог с вами, как со старыми знакомыми.
Идея в следующем: подавать снег на территории ТЭЦ где со сбрасываемой водой, золой, в системах охлаждения топить этот самый снег. Основные КВЛ здесь: очистка снега перед топлением и/или очистка талой воды для сброса на грунт/в водоемы. Так же, кроме прочего, на сроки окупаемости лягут расходы на вывоз мусора. Да и интеграция в существующие системы ТЭЦ процедура болезненная. Но в масштабах сибирского города на первый взгляд идея имеет право на жизнь. И понятно, что проект больше социально-направленный и очевидным менеджером здесь должно выступать государство. Будем раскачивать? Или высокие КВЛ, непонятная точка безубыточности, бюрократический барьер и сгинь в аду бесславный джуниор без ТЭО?
при подходе через "шесть рукопожатий" вполне осуществимая формула успеха.
а так в городе и снегоплавильная машина (правда вот зараза плавит только чистый снег)
и станция уже имеют место быть.
Что бы там ни было, никогда не принимайте жизнь слишком всерьез: вам из нее живьем все равно не выбраться
В ответ на: подавать снег на территории ТЭЦ где со сбрасываемой водой, золой, в системах охлаждения топить этот самый снег.
На ТЭЦ НЕТУ бесполезной теплоты, которую можно использовать для чего бы то ни было. Ту "Герман" ("ТЭЦ - режимный объект"): что значит режимный? Будет целесообразность в использовании чего-то на ТЭЦ - будут использовать: ТЭЦ - такие же коммерческие предприятия, где собственники считают деньги. Единственное, известное мне, место, где еще не используется потенциал электростанций в России - сухая зола. Но это уже другая песня.
В ответ на: Маненько Герману подмогну-водозабор, исправительные учреждения, спецраспределители - всё режимные объекты...
Таки в чём Ваша помощь заключается? Определение режимных объектов я могу в инете глянуть. Какое это имеет отношение к теме о возможности плавления снега на ТЭЦ?
Да это человек немного саркастично вам вместо меня ответил. Плавить снег можно и в ядерном реакторе (ну или в контуре, в крайнем случае - во втором контуре). И мусор заодно там сжигать. Но - есть режим обьекта, закрепленный в правилах эксплуатации. Снег с улиц - это не то, что можно плавить на ТЭЦ, другой состав. А для режимных обьектов состав поступающих на него "снегов" (чего угодно) - вещь довольно зарегламентированная. Так понятно?
В ответ на: на сроки окупаемости лягут расходы на вывоз мусора.
ТЭЦ в НСКе все за городом, если уже довезли снег до ТЭЦ, то валим его в импровизированный отвал в эту пойму, что между ТЭЦ и МЖК и все живут счастливо, делят денежку и не напрягают ТЭЦ (хоть взяли уже денежку на таяние именно там), ибо весной "само растает" (с)
тэц больше стратегический объект обеспечивающий жизнедеятельность , и любое новшество проходит проверки многих кругов системы, пройти которые не хватит жизни.
с тех пор как древние финикийцы придумали деньги, благодарить стало намного проще
Ох уж эти диванные инженеры и форумные энергетики. Один о зарегламентированности поступающих на ТЭЦ продуктов говорит, другой о проверках длинною больше жизни Простой вопрос: кто-нибудь из Вас хоть как-то связан с темой беседы? Или так же как и бабушки на лавках имеете знания во всех сферах? Ну, с господином Сиурко ака "ГерманР" все понятно. Тот в процессе походов в банки за кредитами научился с умным лицом объяснять, что в холодильнике холодно потому что там в морозилке лёд лежит, а летом тепло потому что снега нет, но остальные-то о чё, действительно верят в то, что пишут?!
Хамства конечно у вас - не занимать. Правда поток из сознания, выраженный в каком-то абсолютно дурацком тексте - это предмет психиатров, но постараюсь по-сути ответить: открывай, умный ты наш, регламент функционирования режимных обьектов ТЭЦ и читай. Читай, пока не дойдет, что с незнакомыми людьми надо разговаривать вежливо, если не сечешь в бижутерии, а то - кровь может пролиться, в крайнем случае - моча.
по теме плавления снега я вообще не профи, а с представителями ахч тэц пообщался в 2007году по вопросу реконструкции, их требования простыми словами провести иследование выдержит ли здание капитальный ремонт, основание "мы (ахч) уйдем а бумаги останутся. это было равно тому что я придя в булочную попросил бы пакет документов от анализа почвы до мед справки кассира включая всего где была плюшка.
с тех пор как древние финикийцы придумали деньги, благодарить стало намного проще
Вот вот! И это ТЭЦ без режима безопасности "ТА"и "ТУ", скорее всего. А это - отдельный класс: там ввели и усиление дневной и ночной смены караула, и обеспечение собственной безопасности, и обеспечение контроля за перемещением транспорта, предметов и "иных обьектов" на территориях, усилен двойной контроль за любым ввозимым обьектом на территорию ТЭЦ. Ввести в регламент "снег" - можно, но - это надо на гос.уровне наверное делать. Ну не ФСБшников же приставлять к каждой машине с целью проверки? Нет конечно. Поэтому - дешевле купить плавильные машины и пусть "пашут".
я к тому, что если уже хватило денежек на самосвальчик, чтобы довезти хотя бы до ТЭЦ-2, то в саму ТЭЦ можно уже и не везти, всё равно типа промзона и так отходов там полно всяких вокруг станционки (недавно там нелегальный нефтезавод аж нашли, который что-то производил из вылитых в почву заводских отработок, читали новость? ) поэтому вывалить можно и туда куда-нибудь в пойму Оби, за Шинтоп, где сейчас строят новостройки, а денежку от изобретения поделить!
Евгений, так Вы попробуйте выехать не токма на Алтаюшку, а в элементарную округу...типа Кудряшовкого так называемого "заповедника", Толмачево, Оби, Гэса, не говоря уж про реальные поймы реки или даже в округу ТЭЦ-5, даже проезжая, как любят джиперы, оттуда на МЖК, всё загаженно свалками, гадостями, химикатами и т.д., вывод: кто-то таки начхал на ГЛОНАСС
ГЛОНАСС можно спокойненько "оставить" в конкретном месте или даже "пустить по левому маршруту". Уже умельцы есть, даже в Новосибирске. Вон, одна очень солидная контора сдала в аренду трактор, с GPS трекером. Неделю думали, что он под Новосибирском круги нарезает. Ага. А потом выяснилось, что он с первого дня (после выхода со стоянки) - в Кемеровском карьере снежок ворочает. Да и то - служба безопасности выяснила, а не GPS.
потому и привожу утрированные примеры, "как надо делать бизнес", взятые из реальной действительности!
- легальные свалки есть, а всё вокруг города и в городе в нелегальных свалках!
- если не довозить отходы до легальной свалки или довозить, но не все, то это явная экономия для предприятия,
о чем мы и говорим выше и наверняка это делает не водитель или не только водитель,
но и "люди в курсе" тоже, которые его администрируют!
- и да, то, что свалка легальная, это же не означает, что она экологичная! плавильная машина хоть песок этот дорожный отделяет с посыпушками !
Соглашусь с тем, что при необходимости в любые регламенты возможно внесение изменений.
С тем, что на ТЭЦ нет излишней теплоты, которую можно использовать не соглашусь. Я погружусь сейчас в технику вопроса и отпишусь позже. Но сбрасываемая вода имеет как минимум плюс пять градусов. А скорее всего (я уточню) около +30. Дым тоже имеет температуру отличную от нуля.
Ранее я встречал еще вариацию на тему: использование городской канализации для плавления и утилизации снега.
осталось дело за малым,
1) уточнить все детали и возможность использование этого ресурса,
2) просчитать экономику вопроса,
3) внедрить при рентабельности/возможности проекта.
успехов
Что бы там ни было, никогда не принимайте жизнь слишком всерьез: вам из нее живьем все равно не выбраться
В ответ на: Но сбрасываемая вода имеет как минимум плюс пять градусов. А скорее всего (я уточню) около +30.
с ТЭЦ-2 и -3 таки да, около этой температуры. Но там нужно:
а) долго и нудно уточнять гидрорежим русловой части, чтобы доп сбросами не "накрыть" территории Затона и снт "Семицвет", иначе убытки на десятки миллионов
б) оборудовать подъезды в районе золоотвалов, что тоже стоит не единицы миллионов.
У ТЭЦ-4 и -5 охлаждение градирнями, и объем сбрасываемой воды ничтожно мал.
В ответ на: Дым тоже имеет температуру отличную от нуля.
Даже не суйтесь. Температура отходящих газов прямо влияет на тягу, и как следствие, на мощность котлов. Рисковать потерей мощности и перестраивать трубу никто не будет. Такие вещи делаются только на стадии проектирования.
"Но сбрасываемая вода имеет как минимум плюс пять градусов"
Сбрасываемой из ТЭЦ воды НЕТУ - это та вода, которая забирается из реки, охлаждается и тут же возвращается обратно в реку (на ТЭЦ с градирнями другой принцип). И чем холоднее эта вода, тем выше КПД станции (да, зимой КПД станции выше, чем летом). В идеале лучше всего забирать воду нулевой температуры, но берут ту, что есть. Почему не использовать снег, который может быть существенно холоднее, чем "0"?! - если Вам нужно быстро охладить раскаленное железо или потушить костёр, то что Вы используете - ведро снега или ведро воды? Кроме температуры у теплопроводников (да и всех веществ) есть еще и такой показатель как теплопроводность, теплоотдача и т.д. Вы в сухой сауне сможете просидеть и при +130 и при +150 градусах, а в русской бане Вы и +95 не выдержите, точно так же как и окунувшись в воду нулевой температуры Вы застыните сильнее, чем выйдя голым на улицу при нуле.
"Дым тоже имеет температуру отличную от нуля."
Здесь тоже из уходящих газов выжимают максимум. Да, можно их температуру опустить и ниже +100С, но есть такое понятие как "точка росы", когда при охлаждении из всех выхлопных газов будет образовываться куча кислот, "падающих" жителям на голову. Поэтому и ограничиваются температурой газов на выходе чуть выше +100 градусов.
А теперь резюме: если бы была возможность охладить что то ЕЩЕ на ТЭЦ, то это бы сделали, направив полученное тепло на то, для чего и строилась эта ТЭЦ - на отопление.
А использование городской канализации, а точнее её низкотемпературного тепла, имеет место быть. Его и используют для отопления. Только в развитых странах, где умеют считать эффективность, а следовательно и бабло. Если интересно, то просмотрите тему тепловых насосов. Если кратко, то это холодильник наоборот. Только там есть один нюанс со снегом: по вышеназванным причинам (теплопроводность и -отдача) снег, как и любое твёрдое вещество - плохой агент. Так что и здесь снег не подходит.
Я чуток подправлюсь, чтобы не быть неправильно понятым: снег можно плавить хоть где, хоть на той же ТЭЦ, хоть за счёт канализации. Точно так же, как его можно и в квартиры заносить и на печку бросать, и горячей водой растапливать, только всё это - затраты тепла - и на ТЭЦ (если организовать плавление там) будут точно также тратить на это ПОЛЕЗНОЕ тепло. Дармового тепла на ТЭЦ - нэма!
Про тепловые насосы наслышан. Давно уже коплю на автономную деревню крепостных в труднодоступном горноалтайском местечке. Со всеми прелестями натурального хозяйства, здорового питания и физических нагрузок на организм, ежедневными выходами в астрал и нескончаемым потоком иностранных туристов жаждущих дорого за валюту (хотя зачем мне тогда деньги) купить местного колорита т.д и т.п. Мечты, мечты...так... о чем мы....
Пока времени хватило по верхушкам посмотреть. как это реализуется (г. Москва) без вмешательства в тех.процесс режимного объекта:
на выходе сбрасываемой воды (возможно за территорией ТЭЦ) устанавливается емкость. Для повышения КПД (возможно ведь и применение теплообменников и тогда вода от ТЭЦ останется чистой. но неэффективно при низких температурах сбрасываемой воды) прямо в эту емкость подают снег. Снег тает, холодная вода очищается и сбрасывается. здесь безусловно прав dvarv: воды получается охренелион кубических метров и с ней что-то нужно делать. Здесь простор инженерам-новаторам открыт: использовать ее вторично просто необходимо...И организацию площадок для маневрирования техники делать нужно и не везде возможно.
Все так: делать максимально эффективной установку лучше на этапе проектирования.
Так же прав и Игорь: не сама суть снег расплавить, а суть минимизировать расходы=получить прибыль. А на транспортных расходах вся прелесть идеи сходит на нет....
То что на тэц (да и любая несовременная котельная) работает энергоэффективно и там нет источников дармового тепла не соглашусь.
И в этом, конечно, есть потенциал. Но не для нас с вами, а для проектных институтов, коим щедро заплатит из своих несметных богатств сибэко или (вечно борющийся со следствиями, а не с причинами) бюджет.
В ответ на: на выходе сбрасываемой воды (возможно за территорией ТЭЦ) устанавливается емкость. Для повышения КПД (возможно ведь и применение теплообменников и тогда вода от ТЭЦ останется чистой. но неэффективно при низких температурах сбрасываемой воды) прямо в эту емкость подают снег. Снег тает, холодная вода очищается и сбрасывается
я попробую еще раз...
Проблема не в очистке воды из талого снега. В конце концов, если снег растает на улице весной, то вместе с песком и прочим утечет в ту же Обь. Сбрасывают ТЭЦ-2 и -3. Неважно, будем прямо валить снег в сбросное русло, или загоним сбросную воду в теплообменник, а талую будем перекачивать куда-то... Вопрос в том, что нужен гидрорежим (уровни и температура воды) в месте слияния русла сброса и Оби. Сбросная вода охлаждается "в пути", если температура при слянии близка к нулю, то отбирать тепло уже нельзя - получим замерзание протоки, и разлив русла со всеми прелестями зимнего наводнения. Если же все-таки тепло отбирать, то нужно вместо естесвенного русла делать утепленый водовод, возможно ставить перекачивающие насосы и т.д. Расходы на такую затею - сотни миллионов рублей, в т.ч на эксплуатацию (энергия для насосов, ремонт труб/изоляции).
Инженерно эта задача не сложная. Вопрос в экономике.
ТС прав в том, что на уборке снега город мог бы много сэкономить. Как раз мэр Локоть спрашивает у горожан идеи, где взять деньги (http://news.ngs.ru/more/1998581/).
Предлагаю такой вариант. Там, где это возможно, снег не вывозить, а прессовать и складировать вдоль дорог. Расходы на уборку могут снизиться в разы! (Тут Городецкий совершенно прав: «Весной само растает»!) Для складирования использовать все свободные пространства: газоны места под деревьями, часть широких тротуаров. Думаю, что подойдёт, например, бульвар на Красном проспекте.
Для этого потребуются снегоуборочные машины двух новых типов. Одна похожая на обычную снегоуборочную машину, только с транспортёром, который может перемещаться вбок (для аккуратного складирования снега вдоль дороги без прессования). Вторая совсем новая, она будет делать прямоугольные блоки из снега весом около 20 кг. Из этих блоков строить стенку вдоль дороги.
Что, слабо доказать, что Новосибирск - город снега?! И город инноваций?!
талую воду на выходе из плавильни можно разбавить порцией теплой воды для предотвращения перемерзаний. но возить на удаленные тэц нет экономического смысла. расходы на логистику будут сопоставимы с отвалами. а вот внутригородские тэц интересны.
подавать снег на радиатор авто мне не позволяют габариты машины. градирни же можно пересчитать на снег. существующие оставить в резерве и на переходный период. вопрос в наличии необходимых площадей и использовании/сбросе воды талой. есть техническая возможность?
прошу прощения у модераторов за околоприбыльные рассуждения. если направление перспективное, то мы обсудим еще и привлечение инвестиций и риски и возможности монитизации и т. д. и т.п.
В ответ на: ...снег не вывозить, а прессовать и складировать вдоль дорог...
Не складировать, а выстреливать в необходимом направлении. Блок прессовать не прямоугольный, а круглый, унифицированного калибра для системы Град или иной.
В ответ на: талую воду на выходе из плавильни можно разбавить порцией теплой воды для предотвращения перемерзаний.
я говорил о перемерзании сбросной, а не талой воды.
В ответ на: подавать снег на радиатор авто мне не позволяют габариты машины. градирни же можно пересчитать на снег.
Нельзя их никуда пересчитать.
Оборотная вода на ТЭЦ сначала проходит недешевую химпоготовку, и бодяжить ее грязным снегом = заново проводить водоподготовку. Экономически убыточная на 146% затея.
Если сделать теплообменник, в котором снег будет подаваться по трубам, то изменится весь режим воздухотока градирни. Существующие не приспособить.
Тогда уж городить "зимний теплообменник" (не градирню) водотрубного типа. Но встает вопрос с количеством и режимом поступления снега. Придется и градирни в горячем резерве держать и режимы считать. И работать все это будет только для зимы. Не будут этим энергетики заниматься - надежность работы важнее.
Причем возить можно только на ТЭЦ-4, поскольку ТЭЦ-5 довольно далека (кроме района Выборной), а -2 и -3 не имеют градирен. А в Калининском и Заельцовском и так снегоотвалов хватает.
В ответ на: ...., поскольку ТЭЦ-5 довольно далека (кроме района Выборной), а -2 и -3 не имеют градирен. А в Калининском и Заельцовском и так снегоотвалов хватает.
цитата]
На ТЭЦ НЕТУ бесполезной теплоты, которую можно использовать для чего бы то ни было. Ту "Герман" ("ТЭЦ - режимный объект"): что значит режимный? Будет целесообразность в использовании чего-то на ТЭЦ - будут использовать: ТЭЦ - такие же коммерческие предприятия, где собственники считают деньги. Единственное, известное мне, место, где еще не используется потенциал электростанций в России - сухая зола. Но это уже другая песня.
сухая зола это что остается после горения угля? Тогда используют и давно, в строительстве например. как присадку в бетон.
Скупой платит дважды, а лох платит всегда...(c) (TORCON)
мечтать не вредно...мне действительно все настойчивей в мозг лезет: "зачем вообще его плавить")) но...с другой стороны мы чисты перед матерью-природой. ведь на местах отвалов ничего уже не вырастит (то же произойдет и с газонами при складировании на них, да и ливневка у нас нерабочая).
dvarv: мы говорим об одном и том же.
как я вижу реализацию:
1. при использовании сбросной воды
сбросная вода подается в накопительную емкость №1. порция переливается в емкость №2, куда трактором загружен снег с накопительной площадки. над емкостью №2 решетка, где скапливается крупный мусор. после таяния снега к воде в емкости №2 подмешивается теплая вода из емкости №1 и поднимает температуру. далее вода фильтруется от металлов, масел и т. п. и попадает в водоем. движуха происходит за территорией тэц и никому не мешает.
2. при использовании градирен.
существующие градирни остаются в резерве и на переходный период. байпасом (параллельно с автоматическим переключением на резерв в случае аварии) существующих градирен пар уходит к предприимчивым новосибирцам, наживающимся на извечных проблемах города. эти хитрые дельцы сделали следующее: в емкости с решеткой на верху и змеевиком с паром внутри плавят снег. для обеспечения бесперебойной подачи снега на змеевик они используют накопительный бункер (минV=суточная потребность). вода после их фильтров используется повсеместно (где?). и рад бы их прижать технадзор и консервативные работники тэц на контакт не идут, но они в доле с бюджетом работают...
я пожалуй на абок пойду спрошу. может они мою дурацкую идею на корню зарежут. а сюда приду с готовым решением или обоснованием его отсутствия...
ddelta: из золы можно делать микросферы. или из микросфер можно с небольшими затратами производить керамическую теплоизоляцию. чем не идея для малого бизнеса?
В ответ на: сухая зола это что остается после горения угля? Тогда используют и давно, в строительстве например. как присадку в бетон.
Это только-только у нас зарождается. Даже не могу сказать, кто использует. Я же написал, что "еще не используется потенциал электростанций". Кол-во использования этой золы у нас - это скорее очень редкие исключения, чем тренд. В капиталистических странах зола - это продукт, у нас - отброс. Много Вы знаете станций в России, где сухое золоудаление?!
у меня супер идея
осуществление которой возможно только в России
План развития
1) берем подробную карту города
2) обыскиваем город на предмет "где есть потери тепла по теплотрассе"
3) находим 20-50 мест.
4) по весне-летом примерно на см 50-70 закапываем чугунные плиты
5) берем в долю Снегурочку (или какой там ник у местной Марины )
6) наступает зима = стрижем купоны.
Что бы там ни было, никогда не принимайте жизнь слишком всерьез: вам из нее живьем все равно не выбраться
В ответ на: далее вода фильтруется от металлов, масел и т. п. и попадает в водоем.
Ориентировочно хоть прикидывали, сколько могут стоить очистные сооружения? Подскажу: на объем сотен куб.м/сутки стоков стоимость только самого оборудования очистки измеряется десятками млн руб. Необходимо не забывать про стоимость работ по монтажу и обслуживанию.
В ответ на: после таяния снега
Про разницу удельной теплоемкости нагревания и плавления воды не забыли? Для плавления одной тонны снега требуется энергия 100 тонн воды, охладившейся на один градус.
Я представитель цивилизованной планеты, и требую, чтоб вы проследили бы за своим лексиконом! (с)
Подниму эту тему, а то народ в панике, чем заняться и на чем зарабатывать, как жить?!
САМЫЙ лучший бизнес на воздухе и воде, а я добавлю снег.
Этого добра у нас полно.
Первое, запасти снега как можно больше зимой.
Второе, сохранить до лета.
Третье, продавать летом как сам продукт, так и его производные.
Четвертое, как все это сделать, ответ у меня, а на советах за твердую копейку уже можно коньячка попить.
В ответ на: Вчера на гос.закупках наткнулся на необоснованно астрономическую цену за утилизацию снега, убранного с улиц столицы сибири. Почему пишу сюда: кроме критиков, здесь есть люди монетизирующие инженерную мысль.
Плотность снега от 0,07-свежевыпавшего, до 0,2 лежалого
Вывозить снег такой плотности это большие транспотные расходы .
Сократить можно следующим образом, в цепочку, снегопогрузчик-самосвал вставить еще одно звено УПЛОТНИТЕЛЬ СНЕГА.
Снег с транспортера снегоубощика поступает в бункер употнителя- формирователя снежных кубов, примерно 700х700х700.
Далее два пути, или ставим их вдоль дорог на обочину, весной растают, или грузим в самосвал.
Пресса такие уже существуют, они применяются для прессования мусора гидравлические, и тогда в качестве базовой платформы можно применить самогруз, использовав его маслостанцию для уплотнения и механизацию для перегрузки кубов уплотненного снега.
Уплотнение позволит сократить в 2-3 раза количество рейсов на отвал и существенно ускорит уборку дорог.
Какие-то непонятные данные у вас по плотности снега. Здесь другие данные, другие источники дают до 600 кг/куб лежалого снега и до 800 кг/куб подтаявшего. Снег с песчано-солевой смесью может иметь плотность до 1 т/куб.
Стандартный камаз-самосвал 65115 имеет в базе кузов объемом 10,5 куб.м и около 15 с нарощенными бортами (без горки!). Его грузоподъемность 15 тонн. Таким образом талый снег без всякой прессовки, насыпанный с горкой, выбирает всю грузоподъемность самосвала.
И по поводу "существенно ускорит". Заблуждение. Сейчас "тещина рука" напрямую поднимает снег с дороги в кузов самосвала. Теперь представьте каковы будут временные затраты, если этот снег надо будет сначала поднять в уплотнительный механизм, произвести его уплотнение, а потом перегрузить полученные кубики в самосвал. При том что выигрыш на объеме есть не для любого снега, как показали расчеты выше...
Я представитель цивилизованной планеты, и требую, чтоб вы проследили бы за своим лексиконом! (с)