Прежде всего, ИДЕЯ – это будущий РЕЗУЛЬТАТ, вот его и нужно достигнуть.
Достижение РЕЗУЛЬТАТА (заранее считаем, что результат прибыльный) начинается с оценки возможных способов его достижения, от настоящего вашего состояния …
Выбрав способ достижения – начинаем бизнес-планирование (попросту – составление бизнес-плана) Все нижесказанное применимо к малому бизнесу … у среднего свои особенности …
БИЗНЕС-ПЛАН
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ – презентационная (хотя пишется – после написания второй части – рабочей)
В этой части расписаны основные моменты рабочего бизнес-плана, БЕЗ деталей и ноу-хау, НО с основными цифрами и расчётами … они нужны для оценки реальности проекта потенциальным инвестором …
Особенность это части – в наличии ответов на вопросы инвесторов, а соответственно и насколько быстро вы получите необходимые вам средства!
их интересует:
- объём финансирования (сумма необходимая для получения результата)
- сроки (когда будут возвращены средства)
- прибыль (тут не должно быть никаких «мин-макс» - только прогнозируемая цифра)
- гарантии (если нет гарантий – то нет … если есть – то какие)
- риски (возможные потери в случае форс-мажорных обстоятельств … да и вам самим не помешает оценить свой риск ;-). )
- механизм участия инвестора (кредитование … долевое … венчурное …)
При поиске инвестора - демонстрируется только эта часть бизнес-плана …
ЧАСТЬ ВТОРАЯ – рабочая (пишется для себя лично и в первую очередь)
Как написано в «букварях по бизнесу» должна состоять из:
- Описание предприятия и отрасли - (каким будет ваш РЕЗУЛЬТАТ)
- Описание продукции (услуг) - (тут, думаю, вопросов нет)
- Маркетинг и сбыт продукции (услуг) – (кто, сколько и почему вам будут отдавать деньги?)
- Производственный план - (техническая сторона достижения РЕЗУЛЬТАТА)
- Организационный план – (ваша команда, ваши рабочие)
- Финансовый план – (смета доходов, расходов …потоки, прибыль и оборот денежных средств)
Почти всегда, мало внимания удалятся ВРЕМЕННОМУ ФАКТОРУ, а он очень важен, когда вы работаете с чужими средствами … о последствиях увеличения времени реализации, при работе с чужими деньгами, говорить не буду …
Достижение РЕЗУЛЬТАТА - это много мелких «результатиков», которые необходимо достигать ежедневно, еженедельно и ежемесячно …поэтому составляем временную таблицу реализации …
- тактические «результатики» нужно расписать на еженедельное достижение … например: за первую неделю работы:
- зарегистрировать фирму
- подобрать персонал (бухгалтер, команда управления)
- помещение
- предварительная оценка поставщиков
аналогично расписываются остальные недели работы …
- стратегические «результатики» - нужно достигать ежемесячно … если для тактических возможно изменение сроков (плюс-минус неделя), то ежемесячный – должен достигаться согласно графику бизнес-плана … …
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ – договор с инвестором (регулирует юридические и экономические отношения с инвестором)
Здесь необходимо прописать интересы сторон … ответственность … в общем: кто, кому, сколько, чего, когда, как ... часть цифирок берётся из первой части бизнес-плана …
Тут же прописывается защита инвестора от «кидания» и защита от «захвата» инвестором …
Итак, … бизнес-план написан, инвестор найден, деньги на счету организованной фирмы … и!? все только начинается … и в первую очередь – трудности … большинство малого бизнеса банкротится в первый год существования … и тот, кто не совершит критических ошибок, вырастет в бизнесмена … а ошибок на его пути – очень много …
ПЫСЫ: об ошибках чуть позже …