В Египте как-то наступил голод, и людям неоткуда было ждать помощи. Многие в отчаянии кончали жизнь самоубийством, другие были готовы отдать жизнь за кусочек чёрствого хлеба.
Один мудрец, с болью в сердце наблюдавший человеческое горе, встретил в городе сытого и откормленного раба, державшегося надменно и важно. Сияя усмешкой, он, как царь, расхаживал среди гибнущих людей.
— Эй, раб! Оглянись вокруг и устыдись так себя вести среди людских страданий! Вокруг тебя погибает народ, почему же ты так весел, и за что тебя спасает судьба? — возмущённо спросил мудрец, а раб ему на это ответил:
— Мой хозяин богат и щедр. У него огромные запасы пшеницы, и рабы его не знают слова «голод». Я пользуюсь всеми благами бытия, я сыт и весел, зачем же мне плакать?
И мудрец подумал о том, что такому рабу бесполезно объяснять, что над всеми и над ним, кроме его хозяина, есть Хозяин нашего мира, который всё рано или поздно решит по-своему.
Посвящается....кому-то одному
Притча о «зеленом рисунке».
Жил был мастер и рисовал он картины. Его произведения как-то не очень получались, и сам он не счастлив был. Он всей душой хотел сделать что-то, чтобы его талант оценили, но вот не выходило.
И здесь он увидел девушку, она была изумительной красоты, огромного роста и ей ничего не стоило, никаких усилий, чтобы нарисовать картину, которая понравится многим. Ее талант был оценен всеми, а она не придавала никакого значения этому.
Этот мастер безусловно не хотел у нее учиться. Он хотел иметь такие же картины, такой же талант, он копировал все что мог, но не получалось. Она рисует и у нее есть признание, он рисует тоже самое, но никто даже не смотрит в его сторону.
Однажды она решила нарисовать картину жизни и назвала ее «зеленым рисунком», там она описала все свое горе, всю свою любовь и страдания, люди увидели в этом красоту, любовь.
А мастер, который попытался это скопировать - умер, он не выдержал скорбь и страдания.
Смысл притчи прост, «не завидуйте, не берите чужое бремя на себя, вы видите лишь часть жизни, захочешь писать картины так же, будь готов и умереть».
Когда один из учеников нарушил правила поведения, все думали, что в назидание остальным Мастер накажет его. Но поскольку в течение целого месяца наказания так и не последовало, возмущённые ученики пришли к Мастеру:
— Мы не можем просто так забыть о его поступке. В конце концов, Бог дал нам глаза!..
— Правильно, но он дал вам и веки, — ответил Мастер.
Выехав на охоту, эмир и его вазир взяли с собой Мушфики. За ними плёлся пешком слуга. День был жаркий. Скинув с себя тяжёлые золототканные халаты, эмир и его вазир взвалили их на плечи слуги.
— Взгляни, Мушфики, — сказал эмир, — какой у меня выносливый слуга! Ведь то, что несёт он на плечах, — это полный груз осла!
— Даже больше, ваше величество, — ответил Мушфики, — это груз двух ослов!
Два брата: Бои и Шуци Даосская притча от Чжуан-цзы
В старину, когда возвысилось царство Чжоу, в местечке Гучжи жили два брата, которых звали Бои и Шуци. Братья сказали друг другу:
— Мы слышали, что на западе живёт человек, будто бы постигший Путь. Давай пойдём туда и поглядим на него. Когда братья пришли к южному склону горы Чжи, о них услышал чжоуский У-ван и послал Чжоу-гуна на встречу с ними, чтобы он заключил с ними клятвенный союз, гласивший: «Примите должность первого ранга, жалованье выдаю на две ступени выше. В подтверждение принесём жертву и зароем ее».
Братья посмотрели друг на друга и сказали:
— Вот странно! Это совсем не то, что мы называем Путём. В старину, когда Поднебесной владел Шэньнун, он в надлежащий срок приносил жертвы со всем почтением, но не молил о благоденствии. Он был предан людям и доверял им, всё содержал в порядке и ничего не требовал для себя. Те, кому нравилось помогать ему в управлении, управляли. Кому нравилось наводить порядок, занимались этим. Он не возвышал себя ценой унижения других, не искал выгоды для себя, пользуясь удобным моментом. А нынче чжоусцы, видя, что у иньцев смута, стали сами управлять миром. Верхи плетут заговоры и занимаются торговлей, скликают войска и держат всех в страхе. За доверие выдают клятву, данную на крови жертвенного животного. Превозносят себя, дабы уговорить толпу. Ради выгоды убивают и подвергают карам. Все это означает «смутой заменить жестокость». Мы слышали, что древние мужи во времена порядка не уклонялись от своего долга, а во времена смуты не цеплялись за жизнь. Ныне же Поднебесная ввергнута во мрак, доблести Чжоу померкли, и стоять рядом с ними — значит запачкаться самим. Уж лучше этого избежать и сохранить своё достоинство.
И оба брата отправились на север, на гору Шоуян, где и умерли от голода.
Такие люди, как Бои и Шуци, равнодушны к богатству и почестям, но они не должны поступать дурно в угоду своим возвышенным помыслам, удовлетворять лишь собственные желания и не служить миру. Таков был долг тех двух мужей. Источник: Чжуан-цзы. Даосские каноны.
В старину на Востоке считалось крайне неприличным для женщины подниматься и спускаться по лестнице в присутствии мужчины.
Один человек, увидев однажды свою жену на лестнице, поклялся, что разведётся с ней, если она спустится вниз или поднимется вверх по этой лестнице в его присутствии. Услышав это, женщина спрыгнула вниз на землю и сказала:
— Я не спускалась и не поднималась по лестнице, я совершила прыжок…
Тогда её муж ответил:
— Поверь мне, что если бы жители нашего города знали тебя лучше, то, несомненно, нанимали бы, чтобы ты обучала их обходить законы.
Источник: Абуль-Фарадж. Книга занимательных историй.
Некий мудрец принёс царю Сулейману чашу с живой водой и сказал:
— Выпьешь — обретёшь бессмертие, не будешь пить — отправишься со временем в страну мёртвых.
Задумался царь и приказал пригласить для совета всех мудрецов на земле: людей и животных. Все мудрецы стали расхваливать жизнь и её блага и сошлись на том, что Сулейману надо выпить живой воды. Лишь мудрейший журавль спросил Сулеймана:
— Ты будешь пить живую воду один или напоишь ею всех своих друзей?
Царь ответил:
— Воду принесли только мне, и больше никому не хватит.
Царь Шиваджи отправил как-то процессию придворных к своему наставнику Самартхе Рамадасу со множеством даров: зерном, одеждой, сладостями и напитками. Рамадас спросил их:
— Кому вы принесли всё это и зачем?
Они ответили:
— Тебе. У тебя же нет никого, кто заботился бы о тебе, и потому махараджа Шиваджи послал тебе это.
Рамадас рассмеялся и сказал:
— Обо мне заботится Само Провидение. Только о Боге не заботится никто. Скажите Шиваджи, чтобы он отправил всё это Господу.
Источник: Бхагаван Шри Сатья Саи Баба. Притчи и истории: В 2 кн. Кн. 1.
Монах-ученик по имени Даосюй потратил немало времени, изучая буддизм, но так и не смог достичь просветления. Потеряв всякую надежду, он отправился к своему учителю — чаньскому наставнику Гуанъу, чтобы проститься.
— Почему же ты решил уйти, так и не достигнув просветления? Ты думаешь, что где-то в другом месте сможешь достичь его? — недоумевал наставник Гуанъу.
— Я целыми днями усердно работал над собой, прерываясь лишь на сон и еду, но ничего лишь кроме тени Чань я не узрел. Мои же собратья в противоположность мне ежедневно достигали успехов. Я думаю, наверное, мне лучше стать монахом, которому суждено пройти через трудности, — открыл свою душу перед наставником ученик.
— просветление вытекает из самой изначальной природы человека и не обладает никакой исходной формой, равно как и не существует способа, чтобы передать его другим людям. Нельзя постичь его, пытаясь впопыхах выучить что-то. У других людей — другой мир, а то, что пестуешь ты, — это твой путь Чань. Так зачем же ты в своих речах смешиваешь себя с другими? — сказал Гуанъу.
— Ох, так ведь я по сравнению с другими наставниками и учениками, словно крохотный воробей по сравнению с могучими орлами! — горестно вздыхая, произнёс Даосюй.
Встретил Кобчик Сороку в лесу. Смотрит: какая-то не такая она — под глазами сине, в глазах темно… Вся встопорщенная, и хвост в сторону отогнут.
— Что с тобой? — спрашивает.
А Сорока ему и отвечает:
— Филин беду на моё гнездо накликал. Жили мы рядом. Ночью все спят, а он летает и ухает. Услышали его крик ребятишки, пришли утром и разорили моё гнездо.
— Смотри-ка, — удивился Кобчик. — А с виду он вроде птица серьёзная.
— Вид всякий принять можно. И серьёзный тоже, — сказала Сорока.
И стала рассказывать:
— Высунулась я утром из гнезда, а они идут по просеке. Филин как увидел их, так и задвинулся поглубже в дупло, а я закричала: «Проходите мимо, ребята». Но мимо они не пошли. Свернули к моей берёзе, и нет у меня больше гнезда.
И заплакала. Жалко Кобчику её стало. Сказал он:
— Не ожидал я от Филина такого… Ну вот что, нечего тебе слёзы лить. Возле меня сосна свободная есть. Строй на ней гнездо и живи. Я не Филин. Я по ночам крепко сплю. Возле меня тебе будет спокойно.
Так Сорока и сделала: по соседству с Кобчиком гнездо свила, положила в него пять рябеньких яичек и села сорочат высиживать. Сорока сидит, и Кобчик сидит.
А один раз высунулся он из гнезда и видит: летит к нему Сорока и уже издали крыльями машет:
— А, так ты только притворялся хорошим соседом! Филина хаял, а сам ещё хуже него оказался. И не стыдно тебе? Навёл на моё гнездо ребятишек и, посиживаешь. Не отказывайся, я видела, я всё поняла. Я кричала: «Проходите мимо, ребята», а ты сидел и смотрел в мою сторону. Поглядели ребятишки, куда ты смотришь, и разорили моё гнездо.
— Что ты! — опешил Кобчик, — я даже словом не обмолвился. Сижу, дрожу, как бы, они меня не увидели. Надо было и тебе молчать.
— А, навёл на моё гнездо ребятишек, да на меня же и сваливаешь! Хорош, а ещё Филина хаял.
Наговорила Сорока Кобчику ворох неприятностей разных и улетела. Новое гнездо себе свила. Сидит, сорочат высиживает. Слышит как-то: идёт кто-то мимо. Высунулась — ребятишки. Закричала, запрыгала на гнезде:
— Проходите мимо, ребята, проходите мимо!
Но ребята мимо не пошли. Свернули на её голос, и не стало опять у Сороки гнезда. Сидит она на берёзе, слезы в два ручья льёт, приговаривает:
— И кому же моё гнездо помешать могло?..
Стала вспоминать и вспомнила: когда проходили мимо ребятишки, Ворона у просеки на дубу сидела и, раскрыв клюв, глядела в небо. И всё понятно стало Сороке: это она мальчишкам знак подавала — ищите, дескать. Стали они искать и нашли. И полетела Сорока к Вороне.
— Совести, — кричит, — у тебя, Ворона, нет. Навела на моё гнездо мальчишек.
— Чего ещё выдумала? — насупилась Ворона. — Стану я с твоим гнездом связываться. Мне и со своим хлопот хватает.
— Ты! Ты! — кричит Сорока. — Я видела: ты сидела, большая, серая…
Но отодвинула её Ворона крылом в сторону:
— Отстань, чего пристала. Долбану в переносицу и полетишь с дуба.
— Карга ты серая! — обругала её Сорока и улетела в глубь рощи.
Теперь она возле Совы гнездо вьёт. И Сова, говорят, собирается перебраться жить в другое место.
— А то, — говорит, — выдаст Сорока опять сама своё гнездо, а бранить за него меня будет. А зачем мне это надо?
Погонщик навьючил осла и мула и погнал их в путь. Пока дорога была ровная, осёл ещё держался под тяжестью. Но когда пришлось идти в гору, то выбился из сил и попросил мула взять у него часть поклажи: тогда он-де сможет донести остальную часть. Но мул такие слова и слушать не захотел.
Рухнул осёл с горы и убился насмерть. А погонщик, не зная, как теперь быть, взял и перевалил ношу осла на мула, да ещё вдобавок навьючил на него и ослиную шкуру. Нагруженный сверх всякой меры, промолвил мул:
— Поделом мне: кабы я послушался осла и принял малую часть его груза, не пришлось бы мне теперь тащить и всю его ношу и его самого.
Жили два соседа. Пришла зима, выпал снег. Один сосед рано утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у него — аккуратно утоптанная дорожка.
На следующее утро опять выпал снег. Первый сосед встал пораньше, принялся за работу, глядит — а у соседа уже дорожка проложена.
На третий день снегу намело по колено. Встал ещё раньше первый сосед, вышел убирать снег. А у соседа — дорожка уже ровная, прямая — просто загляденье!
В тот же день встретились они на улице и первый сосед спрашивает:
— Послушай-ка, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать?
Второй сосед удивился сначала, а потом засмеялся:
— Да я его никогда не убираю. Это ко мне друзья ходят!
Один великий старец прохаживался с учениками на некотором месте, где были различные кипарисы, большие и малые. Старец сказал одному из учеников:
— Вырви этот кипарис!
Кипарис тот был мал, и брат тотчас одною рукою вырвал его. Потом старец показал ему на другой, больший первого, и сказал:
— Вырви и этот!
Брат раскачал его обеими руками и выдернул. Опять показал ему старец другой, ещё больший, он с великим трудом вырвал и тот. Потом указал ему на иной, ещё больший; брат же с величайшим трудом сперва много раскачивал его, трудился и потел, и наконец вырвал и сей. Потом показал ему старец и ещё больший, но брат, хотя и много трудился и потел над ним, однако не мог его вырвать. Когда же старец увидел, что он не в силах сделать этого, то велел другому брату встать и помочь ему; и так они оба вместе едва успели вырвать его.
Тогда старец сказал братии:
— Вот так и страсти, братия: пока они малы, то, если пожелаем, легко можем исторгнуть их; если же вознерадим о них, как о малых, то они укрепляются, и чем более укрепляются, тем большего требуют от нас труда; а когда очень укрепятся в нас, тогда даже и с трудом мы не можем одни исторгнуть их из себя, ежели не получим помощи от некоторых святых, помогающих нам по Боге.
Бедняк и толкователь снов Суфийская притча от Джами
Однажды к толкователю снов пришёл простодушный бедняк и сказал:
— Меня постоянно тревожит один и тот же сон. Мне снится, что я был один в разрушенном селении, и, куда бы я не обращал там свой взгляд, везде были одни руины, и вдруг среди этих развалин я провалился в какое-то подземелье и оказался в сокровищнице.
Толкователь снов, услышав этот рассказ, решил посмеяться над бедным простаком и важно заявил ему:
— Такой сон может увидеть не каждый, и я уверен, что он — вещий. Поэтому ты подбей железом свои башмаки и ступай за холмы. Там ты найдёшь развалины. Походи среди них, останавливаясь в разных местах, и где остановишься, ударяй посильнее ногой в землю. Там, где твоя нога провалится, ты разрой эту яму своими руками, и, если найдёшь подземный ход, знай, что он приведёт к тому месту, где ты найдёшь своё богатство.
Простодушный бедняк поверил насмешнику и в точности исполнил его указание. Но как только он оказался среди руин и сделал два шага, его нога провалилась, и в месте провала оказался подземный ход. Простак спустился в него и… нашёл клад. Его искренность и вера помогли ему.
Категоричный кузнец Притча неизвестного происхождения
Один старый кузнец был очень горд своей профессией. Он рассказывал, что с детства решил стать кузнецом, и ничто не могло повлиять на его решение.
— Моя мать хотела, чтобы я стал дантистом, — сказал он своему собеседнику. — Но, если бы я её послушал, я бы умер с голоду.
— Почему ты так решил? — удивился тот.
— Я занимаюсь своим ремеслом уже тридцать лет, — гордо сказал кузнец, — но никто за это время не попросил меня удалить зуб. Значит это никому не нужно.
Нашла коса на камень. И начался, точнее, продолжился давний спор.
— Вечно ты, камень, меня тупишь!
— Нет, это ты всё время царапины на моих боках оставляешь!
Поспорили-поспорили они и разошлись, чтобы продолжить свой спор во время нового сенокоса. Ведь спорить — куда проще, чем одному откатиться в сторону, а другой, понимая, что камню без посторонней помощи это невозможно, быть хотя бы немного внимательней в этом месте!
Источник: Монах Варнава (Евгений Санин) Маленькие притчи для детей и взрослых.
К старому мудрецу за советом пришла молодая женщина.
— Речь о моём муже, — рассказала она. — Он очень мне дорог. В течение последних лет он был на войне. Но после своего возвращения он почти ни с кем не разговаривает. Когда я с ним заговариваю, он будто не слышит меня. Но если и говорит, то очень грубо. Если я готовлю его любимые блюда, он отталкивает и рассерженный уходит. Иногда, когда он должен был бы работать на рисовом поле, я вижу его сидящем на вершине холма, и смотрящем вдаль на море. Мне нужно зелье, чтобы он стал любящим и ласковым, каким был раньше.
Мудрец велел ей принести ус живого тигра, из которого он смог бы сделать волшебный напиток для её мужа.
Ночью, когда муж уснул, женщина крадучись вышла из дома. В руке у неё был горшок с рисом, политым мясным соусом. Она пошла на то место, у склона горы, где, как все знали, жил тигр. Стоя вдалеке от пещеры тигра, она держала в руках горшок с рисом, приглашая тигра выйти и поесть, но тигр не выходил. Каждую ночь она приходила на то место, и каждый раз подходила к тигру на несколько шагов ближе. И хотя тигр не выходил на её призыв, но постепенно стал к ней привыкать.
Однажды она приблизилась к пещере на расстояние брошенного камня. На этот раз тигр вышел, прошёл несколько шагов и остановился. Они посмотрели друг на друга. На следующую ночь произошло то же самое, но на этот раз они стояли так близко, что она заговорила с ним тихим, успокаивающим голосом.
На следующую ночь, внимательно посмотрев в её глаза, тигр поел принесённую ею еду. После этого тигр уже ожидал её прихода, стоя на тропинке у пещеры.
Прошло около полугода с момента её первого визита к пещере. И, наконец, погладив голову животного, она сказала:
— О щедрое животное, мне нужно получить от тебя один ус. Не сердись на меня пожалуйста, — и она вырвала у него один ус.
Женщина прибежала к мудрецу с тигровым усом. Мудрец же внимательно исследовал этот ус, после чего выбросил его в огонь.
— Послушай, — сказал старик, — можно ли назвать мужчину более свирепым существом, чем тигр? Неужели ему труднее ответить на доброту и понимание? Если твоё терпение и нежность могли вызвать у дикого и кровожадного животного чувство доверия, ты вполне можешь сделать то же самое с собственным мужем.
В одной из школ у первоклассников заболела учительница, и её пришла замещать другая. За ту неделю, когда с детьми занималась новая учительница, родители заметили, что дети стали лучше писать в прописях. Крючочки и буквы стали ровнее и выглядели уверенней. Тогда родители стали внимательней листать прописи и смотреть, что изменилось.
И оказалось, что прежняя учительница подчёркивала красной ручкой те места, где ребёнок плохо писал, показывая тем самым, над чем надо ещё работать. А новая учительница обводила зелёной ручкой те буквы, который получались у детей наиболее красиво. Таким образом, дети концентрировали своё внимание на своих успехах и всячески старались повторить хорошо получившиеся знаки.
— А разве есть у нас припасы, которые следовало бы складывать в погреб?
Он сказал:
— Пока закроем холодный воздух, который хорошо сохраняет продукты. Пусть всё будет готово для их хранения. А потом разбогатеем и раздобудем мясо, жир, соль, дрова…
Источник: Абуль-Фарадж. Книга занимательных историй.
Царь Пётр I повстречал священника, который ехал верхом на коне и с ружьём за плечами. Увидев это, царь изумился:
— Отчего ты едешь с ружьём?
— Здесь, государь, места нехорошие, — отвечал тот, — много лихих людей.
— Но ведь если ты кого-нибудь убьёшь, — сказал Пётр, — ты уже не сможешь быть попом.
— Да, не смогу, — отвечал священник. — Но, если меня убьют, я не буду уже и человеком, не только священником, а у меня семья большая, я за них в ответе.
Жил в начале XIX века в Воронежской губернии барин Иван Костомаров. Был он поклонником французской литературы XVIII века и старался прививать эти вольнодумные мысли своей семье и своим крепостным.
И вот однажды поехал он куда-то с большой суммой денег и был убит и ограблен своим кучером и его другом. Всё было обставлено, как несчастный случай, и полиция не долго заботилась о раскрытии причин смерти.
Но через пять лет кучер Савелий Иванов попросил священника ударить в колокол в часовне возле могилы барина и прилюдно признался в содеянном. На допросах он рассказал:
— Искусил нас барин. Бывало начнёт всем рассказывать, что Бога нет, что на том свете ничего не будет, что только дураки боятся божьего наказания. Совести, мол, тоже нет, и всё это выдумки попов. Вот мы и подумали, может барин и прав. И если на том свете ничего плохого не будет, то можно и здесь делать всё, что захотим.
— А почему же решил признаться? — спросили его на допросе.
— Как ни говорил нам барин, а совесть всё-таки замучила. И совесть есть, и ад есть. И я сейчас в нём живу. И чтобы от ада уйти, решил повиниться.
Как мне сделать твой день лучше? Притча от Ричарда Пола Эванса
Многие годы муж с женой вели ожесточённые бои. Оглядываясь назад, они не очень понимали, как вообще умудрились пожениться, — их характеры мало подходили друг другу. И чем дольше они жили в браке, тем сильнее проявлялись противоречия. Богатство и слава не сделали их жизнь легче. Наоборот, проблемы только усилились. Напряжение между ними достигло такого накала, что предстоящая поездка виделась мужу избавлением, пусть и временным. Они ссорились так часто, что было уже трудно представить мирную жизнь вместе. Они оказались на грани развода и обсуждали его не единожды.
Муж был в командировке, когда «плотину прорвало». Они только что в очередной раз отчаянно поругались по телефону, и жена бросила трубку. Муж чувствовал ярость, бессилие и глубокое одиночество. Он понял, что достиг предела — больше ему не выдержать.
Тогда он обратился к Богу. Можно ли назвать молитвой то, что он в ярости кричал в те минуты, но они отпечатались в его памяти навсегда. Он кричал Богу, что этот брак — ошибка, и больше так жить не может. Кроме ярости он испытывал растерянность. Он не мог понять, почему им с женой так трудно вместе. В глубине души он знал, что его жена хороший человек. И он хороший человек. «Так почему же у нас не получается наладить отношения? — думал он. — Почему я женился на женщине, чей характер так не подходит моему? Почему она не хочет меняться?»
В конце концов, охрипший и разбитый, он сел на пол и разрыдался. Из темноты отчаяния пришло озарение: «Ты не можешь изменить её. Ты можешь изменить только себя». И он стал молиться. «Если я не могу изменить её, Господи, тогда измени меня», — молился он. Он молился на следующий день во время полёта домой. Он молился на пороге дома, где его ждала холодная жена, которая, скорее всего, не удостоит его и взглядом при встрече. В ту ночь, когда они лежали в своей кровати так близко друг от друга и одновременно так далеко, он понял, что нужно делать.
На следующее утро, ещё в кровати, он повернулся к жене и спросил:
— Как мне сделать твой день лучше?
Жена посмотрела на него сердито:
— Что?
— Как мне сделать твой день лучше?
— Никак, — отрезала она. — Почему ты спрашиваешь?
— Потому что я серьёзно, — сказал он. — Я просто хочу знать, как мне сделать твой день лучше.
Она посмотрела на мужа цинично.
— Ты хочешь что-то сделать? Отлично, тогда вымой кухню.
Похоже, жена думала, что он взорвётся от злости. Но он кивнул:
— Хорошо.
Он встал и вымыл кухню.
На следующий день муж спросил то же самое:
— Как мне сделать твой день лучше?
— Уберись в гараже.
Муж сделал глубокий вдох. У него в тот день дел было по горло, и он понимал, что жена сказала это нарочно, чтоб позлить его. Так и подмывало вспылить в ответ. Вместо этого он сказал:
— Хорошо.
Он встал и следующие два часа чистил и приводил в порядок гараж. Жена не знала, что и думать.
Настало следующее утро.
— Как мне сделать твой день лучше?
— Никак! — сказала она. — Ты ничего не можешь сделать. Пожалуйста, прекрати это.
Муж ответил, что не может, потому что дал себе слово.
— Как мне сделать твой день лучше?
— Зачем ты это делаешь?
— Потому что ты дорога мне. И наш брак мне тоже дорог.
На следующее утро он спросил снова. И на следующее. И на следующее. Потом, в середине второй недели, случилось чудо. При его вопросе глаза жены наполнились слезами, и она начала плакать. Успокоившись, она сказала:
— Пожалуйста, перестань задавать мне этот вопрос. Проблема не в тебе, а во мне. Я знаю, со мной тяжело. Не понимаю, почему ты до сих пор остаёшься со мной.
Он мягко взял её за подбородок, чтобы посмотреть прямо в глаза.
— Потому что я люблю тебя, — сказал он. — Как мне сделать твой день лучше?
— Это я должна тебя спрашивать.
— Должна, но не сейчас. Сейчас я хочу измениться. Ты должна знать, как много ты для меня значишь.
Жена положила голову ему на грудь.
— Прости, что я вела себя так ужасно.
— Я люблю тебя, — сказал муж.
— И я люблю тебя, — ответила жена.
— Как мне сделать твой день лучше?
Она посмотрела на него ласково:
— Может, мы побудем вдвоём какое-то время? Только ты и я.
Он улыбнулся:
— Я бы очень этого хотел!
Он продолжал спрашивать больше месяца. И отношения изменились. Прекратились ссоры. Потом жена стала спрашивать:
— Что бы ты хотел, чтобы я сделала? Как мне стать лучшей женой для тебя?
Стена между ними рухнула. Они начали разговаривать — открыто, вдумчиво — о том, что они хотят от жизни и как им сделать друг друга счастливее. Нет, они не решили разом все свои проблемы. Даже нельзя сказать, что они больше никогда не ссорились. Но природа их ссор изменилась. Они стали случаться всё реже и реже, им как будто не хватало злой энергии, которая была раньше. Супруги лишили их кислорода. Ни один из них больше не хотел ранить другого.
— Давай дружить! Я для тебя всё, что хочешь, тогда сделаю!
— И что же ты для меня сделаешь? — не торопясь с ответом, спросил мудрый человек.
— Помогу стать кандидатом наук.
— А потом?
— Потом — доктором.
— Допустим. А потом?
— Потом ты станешь профессором, академиком. Все будут превозносить тебя, называть великим…
— А потом?
— Как что? Состаришься!
— А потом? Ну, проживёт моя слава после меня лет десять. Но через сто уже и имя моё вряд ли кто вспомнит.
А через тысячу лет? Через миллион? Так что же ты можешь дать мне?
Посмотрело Тщеславие на мудрого человека, вздохнуло… и пошло искать того, кто бы с ним, не задумываясь об этом, подружился.
В начале учебного года классная руководительница шестого класса стояла перед своими бывшими пятиклассниками.Она окинула взглядом своих детей и сказала,что всех их одинаково любит и рада видеть. Это было большой ложью,так как за одной из парт, сжавшись в комочек, сидел мальчик, которого учительница не любила. Она познакомилась с ним, так как и со всеми своими учениками, в прошлом учебном году. Еще тогда она заметила, что он не играет с одноклассниками, одет в грязную одежду и пахнет так, будто никогда не мылся.
Со временем отношение учительницы к этому ученику становилось все хуже и дошло до того, что ей хотелось исчеркать все его письменные работы красной ручкой и поставить единицу.
Как-то раз завуч школы попросил проанализировать характеристики на всех учеников с начала обучения их в школе, и учительница поставила дело нелюбимого ученика в самый конец. Когда она, наконец, дошла до него и нехотя начала изучать его характеристики, то была ошеломлена.
Учительница, которая учила мальчика в первом классе, писала: «Это блестящий ребенок, с лучезарной улыбкой. Делает домашние задания чисто и аккуратно. Одно удовольствие находиться рядом с ним».
Учительница второго класса писала о нем: «Это превосходный ученик, которого ценят его товарищи, но у него проблемы в семье: его мать больна неизлечимой болезнью, и его жизнь дома, должно быть, сплошная борьба со смертью».
Учительница третьего класса отметила: «Смерть матери очень сильно ударила по нему. Он старается изо всех сил, но его отец не проявляет к нему интереса и его жизнь дома скоро может повлиять на его обучение, если ничего не предпринять».
Учительница четвертого класса записала: «Мальчик необязательный, не проявляет интереса к учебе, почти не имеет друзей и часто засыпает прямо в классе».
После прочтения характеристик учительнице стало очень стыдно перед самой собой. Она почувствовала себя еще хуже, когда на Новый год все ученики принесли ей подарки, обернутые в блестящую подарочную бумагу с бантами. Подарок ее нелюбимого ученика был завернут в грубую коричневую бумагу. Некоторые дети стали смеяться, когда учительница вынула из этого свертка браслетик, в котором недоставало нескольких камней и флакончик духов, заполненный на четверть. Но учительница подавила смех в классе, воскликнув: — О, какой красивый браслет! — и, отрыв флакон, побрызгала немного духов на запястье.
В этот день мальчик задержался после уроков, подошел к учительнице и сказал: — Сегодня вы пахнете, как пахла моя мама. Когда он ушел, она долго плакала.
С этого дня она отказалась преподавать только литературу, письмо и математику, и начала учить детей добру, принципам, сочувствию.
Через какое-то время такого обучения нелюбимый ученик стал возвращаться к жизни.В конце учебного года он превратился в одного из самых лучших учеников. Несмотря на то, что учительница повторяла, что любит всех учеников одинаково, по-настоящему она ценила и любила только его.
Через год, когда она работала уже с другими, она нашла под дверью учебного класса записку, где мальчик писал, что она самая лучшая из всех учителей, которые у него были за всю жизнь.
Прошло еще пять лет, прежде чем она получила еще одно письмо от своего бывшего ученика; он рассказывал, что закончил колледж и занял по оценкам третье место в классе, и что она продолжает быть лучшей учительницей в его жизни.
Прошло четыре года и учительница получила еще одно письмо, где ее ученик писал, что, несмотря на все трудности, скоро заканчивает университет с наилучшими оценками, и подтвердил, что она до сих пор является лучшей учительницей, которая была у него в жизни.
Спустя еще четыре года пришло еще одно письмо. В этот раз он писал, что после окончания университета решил повысить уровень своих знаний. Теперь перед его именем и фамилией стояло слово доктор. И в этом письме он писал, что она лучшая из всех учителей, которые были у него в жизни.
Время шло. В одном из своих писем он рассказывал, что познакомился с девушкой и женится на ней, что его отец умер два года тому назад и спросил, не откажется ли она на его свадьбе занять место, на котором обычно сидит мама жениха.
Конечно же, учительница согласилась. В день свадьбы своего ученика она надела тот самый браслет с недостающими камнями и купила те же духи, которые напоминали несчастному мальчику о его маме.
Они встретились, обнялись, и он почувствовал родной запах.
— Спасибо за веру в меня, спасибо, что дали мне почувствовать мою нужность и значимость и научили верить в свои силы, что научили отличать хорошее от плохого.
Учительница со слезами на глазах ответила:
— Ошибаешься, это ты меня научил всему. Я не знала, как учить, пока не познакомилась с тобой.
Лиса приметила Бобра:
И в шубе у него довольно серебра,
И он один из тех Бобров,
Что из семейства мастеров, —
Ну, словом, с некоторых пор
Лисе понравился Бобёр!
Лиса ночей не спит: «Уж я ли не хитра!
Уж я ли не ловка к тому же?
Чем я своих подружек хуже?
Мне тоже при себе пора
Иметь Бобра!»
Вот Лисонька моя, охотясь за Бобром,
Знай вертит перед ним хвостом,
Знай шепчет нежные слова
О том о сём…
Седая у Бобра вскружилась голова,
И, потеряв покой и сон,
Свою Бобриху бросил он,
Решив, что для него, Бобра,
Глупа Бобриха и стара…
Спускаясь как-то к водопою,
Окликнул друга старый Ёж:
«Привет, Бобёр! Ну, как живёшь
Ты с этой… как её… С Лисою?»
«Эх, друг! — Бобёр ему в ответ, —
Житья-то у меня и нет!
Лишь утки на уме у ней да куры:
То ужин — там, то здесь — обед!
Из рыжей стала чёрно-бурой!
Ей всё гулять бы да рядиться,
Я — в дом, она, плутовка, — в дверь.
Скажу тебе как зверю зверь:
Поверь,
Сейчас мне в пору хоть топиться!…
Уж я подумывал, признаться,
Назад к себе — домой податься!
Жена простит меня, Бобра, —
Я знаю, как она добра…»
«Беги домой, — заметил Ёж, —
Не то, дружище, пропадёшь!…»
Вот прибежал Бобёр домой:
«Бобриха, двери мне открой!»
А та в ответ: «Не отопру!
Иди к своей Лисе в нору!»
Что делать? Он к Лисе во двор!
Пришёл. А там — другой Бобёр!
Смысл басни сей полезен и здоров
Не так для рыжих Лис, как для седых Бобров!