Примерно полгода назад продюсерский центр «Сибирский гастроли» пригласил в Новосибирск так называемых «Gipsy Kings», впоследствии оказавшихся подложными. Теперь попытку привезти жаркое фламенко в холодную Сибирь повторило гастрольное агентство «Театр для себя». «Они выступали на открытии Олимпийских игр в Барселоне, – говорилось в анонсе о шоу-группе Хосе Кармоны, – танцевали перед королевой Голландии. И вот наконец они в России». Конечно, все новосибирские поклонники фламенко не преминули явиться на концерт. Несмотря на высокую цену билетов в зале был аншлаг, пришлось ставить дополнительные стулья и продавать входные билеты. Ведь чтобы от голландской королевы и прямо к нам в Сибирь – такое бывает, так сказать, «раз в пятилетку»!
А на следующий день зрители говорили: «Первое отделение было ужасное, второе так себе, а третье просто фантастическое!» Что же это за таинственное третье отделение? Ведь программа сулила только два. Но изложим все по порядку…
В первом отделении был обещан целый спектакль, «Кармен», разумеется. И начался он с того, что у артистов… заела фонограмма. Оператор снова включил музыку (известный новосибирским любителям фламенко алегриас), но диск опять застрял. Ничего, дотанцевали танец, как смогли. Дальше с фонограммой проблем не было. Жаль только, что не было живых музыкантов, да и музыка была не нова: «Кармен» Бизе в том же виде, что и в одноименном фильме Сауры, плюс все чисто фламенковые вставки из того же фильма. А вообще в спектакле было все, что требуется (по расхожему мнению) российскому зрителю фламенко: красные розы в черных волосах, красные же платья, черный плащ тореро, черно-красные веера – испанская радуга, заметим, оказалась двухцветной. Не было, правда, декораций, но ведь это всё условности…
И почти не было… танца. В программке о фламенко говорилось: «Без суеты и лишних движений». И вправду лишних движений артисты себе не позволяли. Спектакль состоял в основном просто из хождения по сцене (в опере, конечно, тоже так делают, но там зато при этом поют), а танца было совсем мало, не то что в фильме Сауры. И вообще не было в спектакле ничего такого, чего ждали мы, знакомые с фламенко не совсем понаслышке: ни четких позиций тела, ни акцентов, ни искусной игры юбкой, ни сложной хореографии, ни эмоций. Но впрочем, понятно, что, если так одеться – во все красное и черное – то танцевать уже не обязательно.
Также из танцевального контекста было совершено неясно, с какой стати герой убивает в конце героиню. Но, к счастью, организаторы концерта положили на каждое сиденье программку с изложением сюжета – не содержавшую, правда, имен артистов. В конце первого отделения танцоры бесконечно долго кланялись – как будто им устроили овации, хотя зрители только вежливо хлопали. Когда артисты перебрали все известные им способы поклонов, терпеливая публика выдохнула «наконец-то!» – и побежала в туалет.
Вся надежда была на второе отделение, где было обещано представить основные стили фламенко: солеа, булерия и т.д. Второе отделение и вправду оказалось более пестрым, появились новые цвета в одежде (белый, синий) и даже синхронность в некоторых танцах. Музыка, правда, опять была слишком знакомой, например «Болеро» Мориса Равеля (француза, несправедливо обозванного в программке Маурисио Рабелем), «Leyenda-Ambigüedad» из «Цыганской страсти» Хоакина Кортеса. Зритель же, слушая музыку, невольно сравнивал происходящее на сцене с известными образцами – не в пользу «Радуги». Зато в конце артисты станцевали пару дополнительных танцев, не означенных в программке, а потом (видимо, отчаявшись завести публику) один из них довольно долго отбивал на сцене дроби, перемежая их комическими телодвижениями. На этом второй «акт» завершился.
Но тут и началось самое интересное. На беду артистов, новосибирская публика оказалась более искушенной, чем можно было предположить. Когда по окончании второго отделения артисты, как обещали, вышли в холл, чтобы сфотографироваться со зрителями и дать им автографы, они услышали знакомые звуки компаса (одного из характерных ритмов фламенко, которые ни с чем не спутать). Это Анастасия Климкина, преподаватель фламенко из танцевальной школы «Станцыя», и ее ученики устроили в фойе «таблао». «Таблао» – это такой испанский обычай, когда люди становятся в круг, отбивают ритм и по очереди выходят в центр круга танцевать. Вокруг танцовщиц моментально собралась толпа заведенных (наконец-то!) зрителей, которые побросали кто куда уже взятые в гардеробе вещи. Фотографы и телеоператоры забрались на стулья. Люди стояли даже на ступеньках, ведущих на балкон, чтобы лучше видеть происходящее. В круг поспешили и двое испанцев, которые попытались перетанцевать Настю и ее учениц. Поскольку им это не удалось, испанский танцор решил проявить свой южный пыл иначе: схватил Настю и стал горячо и страстно ее целовать (не спросив на то ее согласия). После чего испанец с испанкой раздвинули толпу и буквально спаслись бегством. А зрители (которые наконец-то увидели настоящее фламенко) стали хватать Настиных учеников за рукава и спрашивать, где, ну где же такому можно научиться…
Да, из-за морей хорошие артисты фламенко к нам пока не едут… Но, очевидно, настоящее искусство достигается не столько испанским происхождением и обилием южного солнца, сколько подлинной страстью и уважением к своему делу и упорным каждодневным трудом, которых не занимать молодому Театру танца фламенко Анастасии Климкиной. И потому под нашей собственной, сибирской, радугой распускается яркий цветок настоящего андалусского фламенко.
На снимке в прилагаемом файле: Анастасия Климкина. Фото Константина Астанина.