Свердловская область ___ Третьи лица
В документах о проведении ремонта собственники жилья — третьи лица. Если вдуматься, то полный бред: кто-то приходит совершать манипуляции с вашим имуществом, вы обязаны предоставить ему такую возможность, да еще заплатив за это деньги, но, если что-то сломается, ответственности он не понесет.
Те, кто испытал действие закона на себе, копят деньги на капремонт — только уже собственной квартиры.
В подобных ситуациях меньше чем за 3 года работы программы оказывались сотни жителей Свердловской области. Только у кого-то ущерб составил несколько сотен рублей, а у кого-то — миллионы.
Например, 3-комнатная квартира Ярослава Буртника из Екатеринбурга. Работники фирмы-подрядчика, нанятой фондом капремонта, устроили пожар на чердаке, при тушении были сломаны стены, часть перегородок, не говоря уже о том, что все было залито водой.
Экспертиза установила, что владельцу квартиры был причинен вред на сумму 920 тысяч рублей. Разобраться в досудебном порядке с подрядчиком и фондом у Ярослава не получилось, он обратился в суд. И инстанция подтвердила, что требования истца (в том числе по сумме) вполне обоснованны. Но в суде же решили, что раз ущерб причинен сотрудником фирмы-подрядчика, то и взыскивать надо с «причинителя вреда» — обычного работяги.
• Министр энергетики и ЖКХ Николай Смирнов:
«К сожалению, законодательно не урегулировано, кто должен заниматься разбирательством — жители или фонд. По идее, ущерб подрядчик нанес жителям. Но моя точка зрения, что житель не должен один на один оставаться с подрядчиком, он должен обратиться к подрядчику, чтобы зафиксировать ущерб, и к фонду, чтобы уже фонд занимался вопросами с подрядчиком. Не обязанность жителя доказывать этот ущерб
».
На деле это работает наоборот. По уверениям жильцов пострадавших квартир, сотрудников фонда трудно вызвать даже на оценку ущерба жилью. Говорить о претензионной работе фонда от лица жителей, которые платят деньги регоператору, к сожалению, вообще не приходится.
Причем законодатели — даже с учетом всего негативного опыта — пока не спешат изменить ситуацию, внеся поправки в нормативно-правовые акты.
• Депутат свердловского заксобрания Дмитрий Ионин:
«Это одна из дыр федерального закона о капремонтах. Мы рассматривали возможность подачи коллективных исков от жителей домов к подрядчикам фонда, но сегодня, по сути, это невозможно — именно потому, что
у собственников и подрядчиков нет юридических отношений. Но ничего не мешает взыскивать ущерб с самого фонда — с ним у собственника жилья правоотношения есть, а тому уже — с подрядчика. За работы люди заплатили фонду, и дальше не должно волновать, как фонд эти работы выполняет
».
В ситуации бездействия федеральных законодателей и нежелания фонда подключаться к проблемам жителей («мы просто собираем деньги, мы не занимаемся ремонтами» — слова сотрудника горячей линии фонда) единственным вариантом выхода из ситуации становится страхование жилья (с учетом того, что отказаться от участия в программе капремонта законодатель не разрешает никому).
Годовой полис страхования с выплатой при наступлении страхового случая до 1 миллиона рублей будет стоить в среднем 2—3 тысячи рублей.
Правда, нужно иметь в виду, что многие компании не хотят связываться с рисками проведения в доме строительных работ и сразу предупреждают, что к страховым случаям не относится повреждение имущества из-за неправильного выполнения монтажных, ремонтных, строительных работ на территории страхования (цитата по Росгосстраху).