Основные ошибки в начислении платежей и как избежать переплат в ЖКХ
Короткая инструкция к действию от ГЖИ Московской области
_
Есть основания полагать, что за услуги вы переплачиваете. Первое, что надо сделать, — это обратиться в управляющую компанию.
Показать скрытый текстТам обязаны непосредственно при обращении потребителя проверить правильность начислений и немедленно по результатам проверки выдать документы с правильно начисленными платежами. По вашей просьбе они должны быть заверены подписью руководителя и печатью.
Если вы обращаетесь в управляющую организацию письменно, она обязана в течение 3 рабочих дней дать письменный ответ, будет удовлетворено ваше обращение или нет и в последнем случае объяснить причины отказа.
На практике, если обнаруживаются ошибки в начислениях, компании почти всегда стремятся максимально быстро решить вопрос. Если же компания проигнорирует требование перерасчета, смело обращайтесь в ГЖИ, благо все подтверждающие документы будут у вас на руках.
Скрыть текст _
Проверить тарифы на коммунальные услуги можно на сайте областного комитета
[у нас департамент по тарифам. — V.] по ценам и тарифам.
Тариф на содержание и ремонт должны устанавливать сами собственники на общем собрании, в противном случае его размер определяется органами местного самоуправления.
Проверить количество проживающих жильцов и метраж квартиры, указанные в вашей платежке. Если данные расходятся с реалиями, для корректировки предоставьте в организацию, которая делает начисления, выписку из домовой книги и свидетельство о собственности.
Пересмотр тарифов на коммунальные услуги возможен не чаще 1 раза в год (за исключением случаев, когда выносятся предписания надзорных органов или судебные решения).
Если дом эксплуатирует УК, размер платы за содержание и ремонт устанавливается с учетом предложений УК на срок не менее чем 1 год.
Если в доме ТСЖ или ЖСК, размер этой платы определяется органами управления в соответствии с уставом. Если плата возрастает неоднократно в течение года — это тревожный звонок и повод разобраться в ситуации.
Оказание дополнительных услуг (работа консьержа, охрана подъездов или коллективных стоянок, использование домофона) и размер платы за них — это «епархия» общего собрания собственников. Без его решения дополнительные строчки не могут появляться или меняться. После решения общего собрания заключается договор. Если вы не согласны с решением собрания, то вправе обратиться в суд.
_ Если
приборы учета установлены и введены в эксплуатацию, вы платите только за реальное потребление (в том числе на общедомовые нужды).
Показать скрытый текстНеобходимо своевременно снимать и передавать показания квартирных счетчиков. Способы для этого есть разные: на сайтах управляющей компании или ресурсоснабжающей организации, с использованием специальных бланков для передачи показаний, через платежный терминал, клиентский офис и т. д. Еще надо сверять данные с вашей квитанцией: точно ли указаны цифры и не идет ли расчет по нормативу.
Одна из самых распространенных ошибок в начислениях — расчет платы за отопление по нормативу, без учета показаний общедомовых приборов учета.
Помните: в первый год после установки коллективного счетчика плата продолжает начисляться по нормативу, затем она рассчитывается исходя из среднего потребления предшествующего года по показаниям общедомовых приборов учета. При этом раз в год должна производиться корректировка платы, исходя из реального объема потребления ресурса.
Скрыть текст _ Если
приборы учета не установлены, то расчеты идут по нормативам.
Показать скрытый текстОни выше реального расхода, поэтому и платить приходится больше.
С 1 января 2015 года вступят в силу нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные министерством ЖКХ Московской области. В домах до 1999 года постройки нормативы повысятся. А вот в домах-новостройках норматив потребления тепла уменьшится настолько, что снизится общий платеж за ЖКУ, даже несмотря на повышение норматива потребления других ресурсов.
С 2015 года правительство России намерено стимулировать граждан устанавливать приборы учета, поэтапно повышая нормативы до 1,6 раза (с 2017 года).
Вывод один: приборы учета на свет, газ, горячую и холодную воду надо устанавливать до конца 2014 года. И обязательно проконтролируйте наличие общедомовых приборов учета. По федеральному закону об энергосбережении их установка обязательна. Поскольку эти счетчики войдут в состав общего имущества, оплата работ и оборудования делится на всех собственников помещений в многоквартирном доме. Решение об установке счетчиков и сборе необходимой суммы принимается на общем собрании собственников. Оснастить дома приборами учета должны ресурсоснабжающие организации.
Скрыть текст _
В домах с индивидуальным тепловым пунктом (котельной) плата за тепло взимается по общим правилам, однако меняется порядок оплаты за горячую воду. Если в платежках жильцов домов с централизованным тепло- и водоснабжением есть строчка «горячее водоснабжение», то в домах с собственной котельной ее нет. Вместо этого плата за горячую воду состоит из двух позиций: холодное водоснабжение для горячего водоснабжения (ХВС для ГВС) и подогрев воды.
_ Нередки
случаи завышения объемов электроэнергии, горячей и холодной воды, предоставленных на общедомовые нужды.
Кроме того, УК не имеет права выставлять счета за отопление на общедомовые нужды (это изначально не предусмотрено) и водоотведение на общедомовые нужды (плата отменена Правительством РФ с июня 2013 года).
_ Если
в квартире нет индивидуальных приборов учета, то
при отсутствии потребителя более 5 полных календарных дней подряд можно требовать перерасчет за холодную и горячую воду, водоотведение (канализование), газо- и электроснабжение.
Показать скрытый текстПлатить придется только за отопление и газоснабжение для отопления жилых помещений, а также коммунальные ресурсы на ОДН.
Перерасчет осуществляется в течение 30 дней после окончания периода временного отсутствия.
Заявления о перерасчете направляются в управляющую организацию.
В заявлении указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и день окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении.
К заявлению о перерасчете прилагаются документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя: это могут быть, например, билеты, гостиничные счета, справка из санатория, командировочное удостоверение и т. д.
Скрыть текст _ Если
воду отключили, то плата за коммунальные услуги уменьшаешься вплоть до полного освобождения от нее, если вы получаете услуги ненадлежащего качества (температура горячей воды или воздуха в помещении ниже нормы и т. д.) или услуги оказываются с перерывами больше установленного периода.
Требования к качеству коммунальных услуг и допустимая продолжительность перерывов содержатся в Приложении 1 к Постановлению Правительства РФ № 354 от 06.05.2011.
Например,
перерасчет оплаты холодного и горячего водоснабжения производится в случае отсутствия услуг более 4 часов. Перерасчет также производится в случае отклонения температуры горячей воды от норматива (60—75 градусов) более чем на 3 градуса днем и 5 градусов ночью.
Обязательно:
факт оказания некачественной услуги должен быть подтвержден заявкой потребителя в аварийно-диспетчерскую службу, зафиксированной в журнале регистрации, и актом проверки.
_ Если
в доме произошла авария, в результате которой предоставление услуги было прекращено на срок дольше установленного, управляющая компания обязана автоматически выполнить перерасчет всему дому.
Если этого не произошло, надо обратиться с заявлением в управляющую компанию. Если она не выполнит перерасчет, гражданин вправе обратиться с жалобой в ГЖИ.
_ Ситуация, когда
приходят 2 платежки, может возникнуть, если граждане выбрали новую УК или создали ТСЖ, а прежняя организация не желает уступать дом. Или граждане переизбрали УК, но с нарушением процедуры, при этом новая компания начинает выставлять счета, хотя это должна делать прежняя.
Возможны и откровенно мошеннические схемы.
Показать скрытый текстПри этом не платить никому — не выход. За неоплату коммунальных услуг в течение длительного времени дом просто могут отключить.
Первый шаг: обратиться за разъяснениями в местную администрацию.
Второй шаг: чтобы выставлять вам счета за коммунальные услуги, управляющая компания обязана заключить договор с ресурсоснабжающей организацией. И, конечно, ресурсоснабжающая организация имеет право заключить договор на обслуживание конкретного дома только с одной управляющей организацией.
Поэтому звонок ресурсникам даст ответ на вопрос, кому платить.
Одновременно вы вправе написать обращение, достаточно в электронной форме, в Госжилинспекцию Московской области и прокуратуру. Они всегда смогут проверить легитимность управляющих организаций и оценить, какая действует законно.
Скрыть текст