Транспорт.
На awd какая-то паранойя на тему, что путешествовать по Марокко можно исключительно на прокатном авто и никак иначе. Типа, на общественном транспорте всё очень сложно.
Бред. Полный.
До идеальной Сирии, конечно, не дотягивает, но в целом транспортная система в Марокко поставлена очень достойно.
Междугородние автобусы.
Автобусов куча от всяких разных компаний. Есть лидер рынка – компания
CTM, у к-й жёсткое расписание, комфортабельные автобусы с кондиционером, билеты с местами, собственные офисы и вокзалы, и самые высокие цены. Чуть ли не половина пассажиров в автобусах СТМ – иностранные туристы.
Аналог СТМ – компания
Supratours, к-я является подразделением ж/д компании ONCF – всё то же самое, но на 10-20 Дх дешевле.
Если же не зацикливаться на кондиционерах, достаточно просто прийти на автовокзал, и либо самому у кого-нить спросить, где тут автобус до…, либо (что более вероятно), тебя атакуют мужики с билетными книжками и покажут/проведут до нужного автобуса, к-й отправляется в пределах получаса. (Самому сориентироваться по расписанию, как правило, не реально, по крайней мере, без больших затрат времени).
Да, автобусы будут старенькие, без кондиционеров, с протертыми сидениями, билеты без места (садишься на свободное), а публика попроще. Зато экономия по времени (если не попал в расписание CTM) и деньгам.
Еще один плюс – автобусы мелких компаний прибывают (и отправляются) на главный автовокзал, к-й расположен близко к медине – старому центру города. Соответственно, проще дальше ориентироваться.
В то время как СТМ и Supratours останавливаются не на главном автовокзале, а либо на своем отдельном (СТМ), либо вообще у своих офисов. А офисы эти мало того, что могут находиться хрен знает где, так еще и не поймешь ведь, что тебе здесь выходить надо – какой-то город, какая-то остановка, ни надписи, ни чего – остановки не объявляют же.
Ездить, как советовала dudalma в своём
отчете («молча садиться в нужный автобус и ждать как другие кондуктора»), у меня не получилось. Во-первых, далеко не всегда маршрут на лобовом стекле автобуса был написан на французском (помимо арабского) и не всегда написанное соответствовало реальному. Т.е. проблема самостоятельно найти нужный автобус.
Во-вторых, меня всё равно фиг бы кто пустил в автобус без билета. Стоило мне, иностранцу, подойти к автобусу (если меня до этого никто в здании автовокзала не перехватил), как тут же подлетал мужик с билетной книжкой. И как я мимо него пройду и молча сяду в автобус?
Тем более, что часто и местные тоже покупали билеты у таких билетеров перед заходом в автобус.
А когда возвращался из Мекнеса в Фес, вообще был случай…
Билетов продали намного больше, чем сидячих мест, соответственно народ стоял в проходе (не единичный случай, хотя чаще те, кому не досталось места садятся куда-нить на ящики, на ступеньки у двери, рядом с водителем и т.п.). Билетер пошел проверять билеты. Все показывали уже купленные билеты, а один парень протянул деньги – типа, купить билет щас. В принципе, во многих других автобусах не редко было, что местные расплачивались уже в автобусе. Но тут, почему-то, начался скандал.
По-арабски я, конечно, не понимаю. Но общий смысл ругани был примерно ясен – уж больно жестикуляция была выразительной.
Билетер наезжал на парня, что мол «какого черта ты прошел в автобус без билета и сидишь тут, а вот мужик, у к-го есть билет, вынужден стоять?!» и типа «давай вставай, а мужик сядет». Парню бы по тихой встать и всё (ехать 1 час, не сломался бы). А он давай бузить, дерзить. И дело совсем чуть-чуть не дошло до драки. Билетер был раза в 2 крупнее парня, и он его буквально за шкварник вытащил из кресла, отвесил пару затрещин, и чуть ли не пинком вытурил из автобуса.
Думаю меня (иностранца) в подобном случае пинать бы не стали
(тем более, что и я, в связи с незнанием арабского и французского, не стал бы дерзить), но ситуация впечатление произвела.
При этом, какого-то «нагрева» по деньгам от этих билетеров я не почувствовал. Цены соответствовали ожидаемым / указанным в LP. (В билете цену указывают только «люксовые» СТМ и Supratours, у мелких компаний билет представляет собой пустой бланк, где билетер ставит лишь какую-то закорючку, к-я, скорее всего, была его подписью). И когда была возможность «подсмотреть», сколько платят местные, я видел, что они платили ровно столько же.
Один раз только был случай, когда цена автобуса из Марракеша в Эс-Сувейру вызвала у меня сомнение – дорого! Я даже развернулся и пошёл искать другой автобус. Парень-билетер поплелся за мной, и по итогу действительно скинул с первоначальной цены 10 Дх (хотя и в таком варианте она показалась мне завышенной – 60 Дх). Т.е., видимо, тут действительно имел место обман.
С автобусными «прилипалами», к-ми пугает LP («толпами набрасываются на входе в автовокзал, тащат в автобус или кассу, а потом трясут чаевые – жёстко игнорируйте их»), столкнулся всего 2 раза. Забавно, что оба раза в одном и том же Тетуане.
И в первом случае мужик действительно помог быстро купить нужный билет, т.к. сам я слегка растерялся, а время было дорого. Он прямо сказал про чаевые («tips»), я дал ему «на пробу» 2 Дх (= 8 рэ) – попросит больше, добавлю до 5 Дх. А он остался доволен и этим.
Второй раз я бы и без помощника разобрался, но думаю ладно, за 2 Дх пусть ведет. Он (другой) привел к автобусу, чаевые не попросил. Настойчиво говорил про «кафе». Ну я его понял так, что он предлагает кофе попить, пока есть время до отправления – отказался. Он ушел. Без чаевых. Хз, мож по-французски «кафе» это «чаевые»?
В общем, в отношении автобусных «прилипал» проблема точно раздута. А если у них у всех цена услуг 2 Дх, то они скорее полезны, чем вредны.