http://brekotina.com/rost/chem-vazhen-gramotny-j-menedzher-i-sistema-vedeniya-proektov/
В очередной раз наткнулся на подход менеджеров по ведению проектов о том, что надо, чтоб клиент остался счастлив (разработка и продвижение сайтов). Мол это является ключевым фактором успешности проекта.
Начал писать на форуме ответ, но когда уже готов был опубликовать ответ, решил что лучше написать целый пост в блог на данную тему.
Первое, с чем я категорически не согласен — так это с тем, что надо удовлетворять все пожелания клиента для того, чтоб он был счастлив. Почему? Представим такую ситуацию: вы создали 100 сайтов. У Вас есть история по этим сайтам. Вы знаете какая конверсия будет, если применять те или иные решения.
Более того, Вы являетесь профессионалом по разработке и продвижению сайтов. Интересуетесь тенденциями в сфере разработки сайтов, знаете как то или иное решение может повлиять на конверсию сайта. Знаете, как сделать, чтоб сайт больше нравился поисковым системам и как больше народу переходило к Вам на сайт из поисковых систем. Как один и тот же сайт генерировал большее количество заказов.
Все отлично.
К Вас обращается заказчик и Вы начинаете создавать ему сайт.
Согласовываете с заказчиком основные моменты
Пишите ТЗ и начинаете работу.
На половине процесса выполнения проекта заказчик Вам говорит:
здесь надо сделать такую “фичу”!
здесь поменять дизайн!
такую функциональность ключевым образом переделать!
и т.д….
У Вас количество часов на проект катастрофически увеличивается. А стоимость работ почти не меняется. Зато клиент доволен. Расстрою, через несколько дней клиент скорей всего еще раз захочет все кардинальным образом поменять. И ваш нормочас подешевеет ниже плинтуса. А потом еще, на стадии оплаты он выпьет кровь Вам и вынесет мозг.
А успешность проекта зависит от количества часов затраченных на проект и их оплаты.
Так как же работать на проектом и не брать дополнительные разработки?
Начнем с того, что клиент не может знать что ему надо. Не хочу чтоб клиенты на меня обижались. Тем не менее, как человек не знакомый с вопросами оптимизации, разработки и продвижения сайта может знать лучше Вас что ему надо ?!!! (конечно если Вы специалист).
Когда Вы вызываете доктора, Вы не начинаете ему рассказывать как Вас лечить. Естественно. Доктор учился 8 лет, потом практика и только потом он начал ставить диагнозы и лечить. Никому не придет в голову ставить под сомнения слова доктора. К примеру: приходите Вы к доктору. У Вас болит нога. Говорите: “…отрежьте ногу!…” — Доктор Вам отвечает “…не надо резать ногу! Я дам Вам таблеток, оформим больничный и Все будет хорошо…”! На что Вы отвечаете “Доктор, я за что Вам плачу деньги ? !!! Я сказал резать — значит резать !!! …”
Абсурд? — конечно!
Но не абсурд специалисту по созданию сайтов рассказывать какой надо сделать сайт и что будет хорошо для бизнеса? Правильно, абсурд!
Как с таким бороться?
Мой взгляд на правильный бизнес-процесс по разработке сайта:
Первое: узнаете все досконально про бизнес заказчика. Небольшая выдержка из списка вопросов, которые должен задать себе любой разработчик:
Каким образом клиент может увеличить продажи через сайт.
Как клиент может увеличить прибыль от существующих клиентов.
Вообще, для чего сайт?
Какие ресурсы клиент может выделять на развитие сайта в дальнейшем. Какие ресурсы планирует выделять.
Какие у него сильные стороны
Какая услуга наиболее востребована онлайн
и т.д.
Рассказать о всех возможностях, которые клиент может получить через сайт и SMM. И уже на основании такого анализа, на примере других своих успешных проектов, предложить клиенту оптимальный вариант разработки сайта.
После того, как согласовали все аспекты разработки сайта составляем ТЗ и подписываем. Договор естественно тоже.
Теперь, если клиент говорит: “…хочу такую фичу…” — объясняете, что это ему навредит. Мы ведь уже Вам объяснили, что наше решения является для вашего бизнеса оптимальным! (Заметим, важно чтоб наше решение действительно было оптимальным. Хотя не обязательно. Но для того, чтоб убедить в этом заказчика, надо быть самому в этом крайне уверенным!).
Если клиент грамотный, и Вы себя не дискредитировали предварительно — то клиент не будет хотеть изменения условий договора.
Если клиент дурак и в любом случае хочет свою “ФИЧУ” — говорим: есть договор, есть ТЗ. Все что сверх этого, за отдельные деньги. И заламываете космический ценник. Чтоб и мыслей в дальнейшем не появлялось ерунду всякую на сайте внедрять.
Если клиент уже совсем не прав и начинает играть мускулами и права качать — у Вас есть договор, есть ТЗ — спокойно доделываете проект и требуете оплату. Любой суд встанет на Вашу сторону. И 99% клиентов это знают. В отличии от неопытных мальчиков разработчиков.
Понятное дело, что такой подход достаточно дорогостоящий, в силу того, что профессионалу, который согласовывает и подписывает ТЗ и договор надо много платить. Да и мало таких специалистов. Качественное решение кроме того, само по себе не может стоить дешево.
Как удешевить процесс создания качественного сайта?
Решение крайне простое: есть удачный проект. На основании него готовим типовое решение и тиражируем.
Поверьте, если Вы сами будете в этом уверены на 100% что Ваш проект удачен, Вы любого клиента убедите в этом. Коробочное решение и Тираж всегда дает больше прибыли.
Мы пошли именно по такому пути ...