Некий брат, когда приходил к кому-либо из братий и видел келью его невыметенной и неприбранной, то говорил в себе: «Блажен сей брат, что отложил заботу обо всём, или даже обо всём земном, и так весь свой ум устремил горе, что не находит времени и келью свою привести в порядок».
Также если приходил к другому и видел келью его убранною, выметенною и чистою, то опять говорил себе: «Как чиста душа сего брата, так и келья его чиста, и состояние кельи согласно с состоянием души его».
И никогда он не говорил ни о ком: «Сей брат нерадив», или «сей тщеславен», но, по своему доброму устроению, получал пользу от каждого.
Когда Шанкара со своими учениками жил в Варанаси на Ганге, он часто заходил к пандитам и вовлекал их в беседы на философские темы.
Однажды, зайдя к одному брахману, он застал его погруженным в сложные правила грамматики. Шанкара спросил, почему тот с таким рвением зубрит грамматику. Учёный муж ответил, что это поможет ему заработать несколько серебряных монет.
— Если я буду известен как пандит, я буду вхож в дома богатых землевладельцев и смогу получить подаяние для поддержания своей большой семьи, — сказал он.
Шанкара дал ему разумный и дельный совет и зарядил уверенностью в себе и мужеством.
Вернувшись в свой ашрам, Шанкара написал стих, в котором сформулировал совет, данный бедному брахману-домохозяину.
Славь Бога, славь Бога,
Славь Бога, глупец!
Когда в твою дверь постучится смерть,
Тебя не спасут правила грамматики!
Шанкара предложил своим ученикам развить идею этого стиха, и они откликнулись стихами на его строки, причём каждый из 14 учеников написал по одному стиху. К этому Шанкара добавил ещё 12 своих стихов, а также 4 стиха о том, к какому преображению приводит истинное знание. Итак, получился 31 стих, составивший текст под названием «Блгаджа Говиндам» или «Моха мудгарам». Второе название означает «Оружие, разрушающее иллюзию». Каждый стих — ступенька лестницы, ведущей человека к Богу.
Источник: Бхагаван Шри Сатья Саи Баба. Притчи и истории: В 2 кн. Кн. 1.
Жила-была в Китае одна женщина, которая 20 лет помогала одному монаху. Она построила ему небольшую хижину и кормила его, тогда как он занимался медитацией. И вот ей захотелось узнать, насколько он продвинулся за это время. Чтобы определить это, она попросила о помощи одну очень красивую и чувственную девушку.
— Встреться с ним и, когда вы будете одни, обними его, — научала её женщина, — а потом спроси его, что он намерен делать с тобой?
Девушка пригласила монаха к себе, и после чаепития и беседы приблизилась к нему. Нежно прильнув к его груди, она спросила, как он намерен поступить с ней? Монах ответил ей поэтически:
— Старое дерево зимой растёт на холодной скале. Там нет ни капли тепла.
Девушка вернулась и передала женщине слова монаха.
— И подумать только, что я кормила этого человека 20 лет! — воскликнула старуха. — Он без внимания отнёсся к твоим желаниям, он не высказал понимания твоего состояния. Никто не заставлял его отвечать на твою страсть, но он должен был, по крайней мере, проявить сострадание!
На пути между двумя высокогорными селениями было глубокое ущелье. Жители этих селений построили над ним подвесной мост он состоял из четырёх тросов. Между двумя нижними находились деревянные дощечки, по которым ходили люди и даже перегоняли скот. А два других троса служили перилами, за которые можно держаться, переходя ущелье.
Местные жители настолько привыкли ходить по этому мосту, что могли даже не держаться за эти перила. Дети бесстрашно перебегали ущелье по дощечкам, закреплённым между двумя нижними тросами.
Но вот однажды два верхних троса куда-то исчезли. Рано утром люди подошли к этому мосту, но никто из них не смог сделать ни шагу по нему. Пока тросы были можно было за них не держаться, но без них мост казался неприступным.
Так происходит и с нашими родителями. Пока они живы, нам кажется, что мы вполне можем обойтись без них, но как только мы их теряем, жизнь сразу начинает казаться очень трудной.
В одну воскресную школу приехали проверяющие. Детей в школе было немного, и когда проверяющие вошли в помещение, каждый ребёнок поздоровался с пришедшими.
Члены комиссии в течение дня ходили по помещениям школы, а встречавшиеся им дети снова и снова здоровались с ними. Проверяющих это удивило, и в какой-то момент они спросили одного ученика:
— Ты уже сегодня здоровался с нами. Почему ты здороваешься снова?
И мальчик ответил:
— У каждого человека в жизни постоянно что-то происходит, и люди постоянно меняются. Так что можно сказать, что за это время и я и вы уже поменялись. Поэтому мы уже совсем другие люди и можно поздороваться ещё раз. Источник
Когда Старчик умирал, весь хутор, от мала до велика, собрался в его хате, чтобы услышать последнюю сказку мудреца. Казалось, время замерло, а Старчик всё молчал. Тогда кто-то, обратившись к нему, сказал:
— Учитель, люди пришли. Они желают услышать вашу последнюю сказку. Расскажите, Учитель. И пусть она будет самой доброй, самой мудрой, самой весёлой из всех ваших сказок.
— Хорошо, — тихо сказал Старчик. — А есть ли среди вас гончар Василий Глина?
— Есть, — отозвался тот.
— Василий!
— Что?
— Всю жизнь ты лепишь горшки. Да какие же ловкие, само совершенство. Песня — не горшки. Принеси мне один, я хочу взять его с собой.
— И рад бы принести, да не могу.
— Почему?
— Мой маленький внук Остап остался вчера дома один и, чтобы как-то позабавиться, начал играть в казаков… И увидел он в моих горшках басурман, поэтому всю посуду, какая только была в доме, побил деревянным киём.
— Ты как-то наказал его?
— Боже упаси! За что? Не ведает малое дитя, что можно делать, а что нет.
— А если бы кто-то из взрослых побил? Намеренно?..
— И тогда, уверен, гневаться не стал бы. Пока руки есть, а в руках сила, стоит ли горевать! — глины много, ещё налеплю.
— Да, Василий, да. Слышите, друзья мои, — обратился Старчик к хуторянам. — Не только мне баить сказки. Рассказ Василия Глины — это самая добрая, самая мудрая, самая весёлая сказка из тех сказок, которые я слышал за свою долгую жизнь. Чтобы жить как в сказке, чтобы ощущать сказку в себе, нужно так мало: каждый жизненный миг превратить в праздник.
После этих слов Старчик сомкнул веки и будто заснул.
— Вы — кузнец?
Голос за спиной раздался так неожиданно, что Василий даже вздрогнул. К тому же он не слышал, чтобы дверь в мастерскую открывалась и кто-то заходил вовнутрь.
— А стучаться не пробовали? — грубо ответил он, слегка разозлившись и на себя, и на проворного клиента.
— Стучаться? Хм… Не пробовала, — ответил голос.
Василий схватил со стола ветошь и, вытирая натруженные руки, медленно обернулся, прокручивая в голове отповедь, которую он сейчас собирался выдать в лицо этого незнакомца. Но слова так и остались где-то в его голове, потому что перед ним стоял весьма необычный клиент.
— Вы не могли бы выправить мне косу? — женским, но слегка хрипловатым голосом спросила гостья.
— Всё, да? Конец? — отбросив тряпку куда-то в угол, вздохнул кузнец.
— Еще не всё, но гораздо хуже, чем раньше, — ответила Смерть.
— Логично, — согласился Василий, — не поспоришь. Что мне теперь нужно делать?
— Выправить косу, — терпеливо повторила Смерть.
— А потом?
— А потом наточить, если это возможно.
Василий бросил взгляд на косу. И действительно, на лезвии были заметны несколько выщербин, да и само лезвие уже пошло волной.
— Это понятно, — кивнул он, — а мне-то что делать? Молиться или вещи собирать? Я просто в первый раз, так сказать…
— А-а-а… Вы об этом, — плечи Смерти затряслись в беззвучном смехе, — нет, я не за вами. Мне просто косу нужно подправить. Сможете?
— Так я не умер? — незаметно ощупывая себя, спросил кузнец.
— Вам виднее. Как вы себя чувствуете?
— Да вроде нормально.
— Нет тошноты, головокружения, болей?
— Н-н-нет, — прислушиваясь к своим внутренним ощущениям, неуверенно произнес кузнец.
— В таком случае, вам не о чем беспокоиться, — ответила Смерть и протянула ему косу.
Взяв ее в, моментально одеревеневшие руки, Василий принялся осматривать ее с разных сторон. Дел там было на полчаса, но осознание того, кто будет сидеть за спиной и ждать окончания работы, автоматически продляло срок, как минимум, на пару часов.
Переступая ватными ногами, кузнец подошел к наковальне и взял в руки молоток.
— Вы это… Присаживайтесь. Не будете же вы стоять?! — вложив в свой голос все свое гостеприимство и доброжелательность, предложил Василий.
Смерть кивнула и уселась на скамейку, оперевшись спиной на стену.
Работа подходила к концу. Выпрямив лезвие, насколько это было возможно, кузнец, взяв в руку точило, посмотрел на свою гостью.
— Вы меня простите за откровенность, но я просто не могу поверить в то, что держу в руках предмет, с помощью которого было угроблено столько жизней! Ни одно оружие в мире не сможет сравниться с ним. Это поистине невероятно.
Смерть, сидевшая на скамейке в непринужденной позе, и разглядывавшая интерьер мастерской, как-то заметно напряглась. Темный овал капюшона медленно повернулся в сторону кузнеца.
— Что вы сказали? — тихо произнесла она.
— Я сказал, что мне не верится в то, что держу в руках оружие, которое…
— Оружие? Вы сказали оружие?
— Может я не так выразился, просто…
Василий не успел договорить. Смерть, молниеносным движением вскочив с места, через мгновение оказалась прямо перед лицом кузнеца. Края капюшона слегка подрагивали.
— Как ты думаешь, сколько человек я убила? — прошипела она сквозь зубы.
— Я… Я не знаю, — опустив глаза в пол, выдавил из себя Василий.
— Отвечай! — Смерть схватила его за подбородок и подняла голову вверх, — сколько?
— Н-не знаю…
— Сколько? — выкрикнула она прямо в лицо кузнецу.
— Да откуда я знаю сколько их было? — пытаясь отвести взгляд, не своим голосом пропищал кузнец.
Смерть отпустила подбородок и на несколько секунд замолчала. Затем, сгорбившись, она вернулась к скамейке и, тяжело вздохнув, села.
— Значит ты не знаешь, сколько их было? — тихо произнесла она и, не дождавшись ответа, продолжила, — а что, если я скажу тебе, что я никогда, слышишь? Никогда не убила ни одного человека. Что ты на это скажешь?
— Но… А как же?…
— Я никогда не убивала людей. Зачем мне это, если вы сами прекрасно справляетесь с этой миссией? Вы сами убиваете друг друга. Вы! Вы можете убить ради бумажек, ради вашей злости и ненависти, вы даже можете убить просто так, ради развлечения. А когда вам становится этого мало, вы устраиваете войны и убиваете друг друга сотнями и тысячами. Вам просто это нравится. Вы зависимы от чужой крови. И знаешь, что самое противное во всем этом? Вы не можете себе в этом признаться! Вам проще обвинить во всем меня, — она ненадолго замолчала, — ты знаешь, какой я была раньше? Я была красивой девушкой, я встречала души людей с цветами и провожала их до того места, где им суждено быть. Я улыбалась им и помогала забыть о том, что с ними произошло. Это было очень давно… Посмотри, что со мной стало!
Последние слова она выкрикнула и, вскочив со скамейки, сбросила с головы капюшон.
Перед глазами Василия предстало, испещренное морщинами, лицо глубокой старухи. Редкие седые волосы висели спутанными прядями, уголки потрескавшихся губ были неестественно опущены вниз, обнажая нижние зубы, кривыми осколками выглядывающие из-под губы. Но самыми страшными были глаза. Абсолютно выцветшие, ничего не выражающие глаза, уставились на кузнеца.
— Посмотри в кого я превратилась! А знаешь почему? — она сделала шаг в сторону Василия.
— Нет, — сжавшись под ее пристальным взглядом, мотнул он головой.
— Конечно не знаешь, — ухмыльнулась она, — это вы сделали меня такой! Я видела как мать убивает своих детей, я видела как брат убивает брата, я видела как человек за один день может убить сто, двести, триста других человек!.. Я рыдала, смотря на это, я выла от непонимания, от невозможности происходящего, я кричала от ужаса…
Глаза Смерти заблестели.
— Я поменяла свое прекрасное платье на эти черные одежды, чтобы на нем не было видно крови людей, которых я провожала. Я надела капюшон, чтобы люди не видели моих слез. Я больше не дарю им цветы. Вы превратили меня в монстра. А потом обвинили меня во всех грехах. Конечно, это же так просто… — она уставилась на кузнеца немигающим взглядом, — я провожаю вас, я показываю дорогу, я не убиваю людей… Отдай мне мою косу, дурак!
Вырвав из рук кузнеца свое орудие, Смерть развернулась и направилась к выходу из мастерской.
— Можно один вопрос? — послышалось сзади.
— Ты хочешь спросить, зачем мне тогда нужна коса? — остановившись у открытой двери, но не оборачиваясь, спросила она.
— Да.
— Дорога в рай… Она уже давно заросла травой.
Жил некий садовник, человек богобоязненный и праведный. Кто бы к нему ни пришёл — всех он угощал плодами. Потом он выжимал сок из одного граната и, как бы чаша ни была велика, наполнял её до краёв соком этого граната и давал пить.
Однажды его посетил царь, только был он не в царской одежде. Садовник не узнал его, подал плоды и выжал для него гранат. Удивился царь тому, что из одного граната получается столько соку и сказал:
— Если от одного граната столько соку, почему мои слуги подают мне так мало? Потребую-ка я их к ответу.
На следующий день царь снова посетил садовника и попросил выжать, ему гранат. Соку получилось мало. Царь спросил:
— Вчера в гранате было много соку, что же случилось сегодня?
Садовник отвечал:
— Братец, до сих пор и наш царь был человеком щедрым, с открытой душой, теперь же в его сердце вкралась, оказывается, забота, оттого и соку стало меньше.
Однажды ребёнок услышал, как его отец — видный политический деятель — резко критиковал одного переметнувшегося в оппозиции члена партии.
— Но папа, — удивился ребёнок, — ещё вчера ты очень хвалил человека, который ушёл из оппозиции и вступил в твою партию.
— Сынок, тебе нужно как можно скорее понять одну простую истину, — ответил отец. — Тот, кто переходит в другую партию, — предал своих. Тот, кто вступает в наши ряды, — поменял свои убеждения.
Один демон решил поставить святого отшельника в безвыходное положение. Для этого демон похитил самые священные предметы и поднёс их отшельнику со словами: «Примешь ли от меня?» Демон надеялся, что отшельник не примет дары и тем предаст священные предметы; если же примет, тем вступит в сотрудничество с демоном.
Когда этот ужасный гость сказал своё предложение, отшельник не сделал ни то, ни другое. Он восстал возмущённый и всею силою духа приказал демону бросить предметы на землю, сказав:
— Тёмный дух, не удержишь предметов этих, уйдёшь уничтоженный, ибо веление моё явлено Свыше!
Чаньский наставник Линьцзи пришёл как-то к наставнику Хуаяню, который в это время тихонько дремал. Линьцзи растолкал его и спросил, почему он преспокойно отдыхает, пока другие монахи в зале для медитаций занимаются духовной практикой. Хуаянь, даже не дрогнув мускулом на лице, невозмутимо ответил:
— Вид и поведение истинного духовного последователя ничем не отличаются от того, как выглядит и ведёт себя обычный человек.
Линьцзи тут же нашёл, чем зацепить Хуаяня, и крикнул:
— Ну-ка, где здесь слуга-послушник? Подайте-ка этому «истинному духовному последователю» Хуаяню чашку чая!
Хуаяня ничуть не задело такое непочтительное обращение к его же собственному послушнику, наоборот, он с какой-то радостью приказал ему:
— Пожалуйста, найдите этому учёному монаху, который к нам пришёл издалека, место поспокойнее в зале для медитаций, он ведь готов проповедовать всем монахам Поднебесной!
Линьцзи, ушёл, не поблагодарив в ответ, и по пути бормотал раздражённо:
— Твой уровень совершенства только и позволяет, что дрыхнуть целыми днями, ведь во всей Поднебесной не найдётся другого такого человека, который так бы принимал чаньских гостей!
Как-то раз явился падишах в дарбар раньше всех, уселся на трон и стал читать всякие важные бумаги. Читал-читал, и вдруг пришла ему одна мысль, и он решил задать вопрос придворным. Вскоре начали все они собираться. Падишах спросил одного видного вельможу:
— Дилавар-хан! Скажи мне: какой раджа — главный? Чей сын — главный? Какой из цветов — главный? Какой зуб — главный? Какая добродетель — главная?
— Защитник бедных! Если я отвечу сразу, но невпопад, неладно получится. Потому хочу я у всех совета спросить.
Пока падишах беседовал с Дилавар-ханом, подошли остальные придворные. Дилавар-хан со всеми посоветовался и дал падишаху такой ответ:
— Владыка мира! Раджа Чакравартин (один из 12 идеальных правителей) — главный; среди сыновей главный — сын царя; из цветов главный — жасмин; зуб слона — главный; знание — главная добродетель.
Но падишах был недоволен ответами. Потом в дарбар вошёл Бирбал, и падишах с порога задал ему те же пять вопросов. И Бирбал сразу стал отвечать:
— Покровитель бедных! Главный раджа — Индра, по его милости дожди землю поливают, она родит хлеб, и люди сыты бывают. Телёнок — всех сыновей главнее, много всякой пользы приносит он людям. Цветок хлопчатника — лучший из цветов, из него одежду делают и весь свет в неё одевается. Главный зуб — остриё сохи, он чрево земли рыхлит, а она взращивает зерно и овощи, людей кормит. Главная добродетель — мужество. Если нет у человека мужества, все его достоинства не принесут ему пользу.
Большую радость принесли падишаху ответы Бирбала. А Дилавар-хану стало стыдно.
Семьдесят мёртвых дервишей Суфийская притча от Аттара
Однажды Ибрахим бен Адхам шёл по пустыне и неожиданно натолкнулся на группу из семидесяти дервишей, накрытых покрывалами. Шестьдесят девять из них оказались мертвы. В последнем дервише ещё теплилось дыхание. Ибрахим спросил его, что случилось. Дервиш произнёс:
— Путь духовности в действительности очень труден. По нему надо идти с осторожностью. Необходимо иметь кувшин воды и крышу над головой. От реальности нельзя ни отдаляться слишком далеко, ни приближаться к ней чересчур близко. Надо быть внимательным, чтобы не оказаться неучтивым или дерзким, следуя его воле.
Знай же, что мы были суфиями. Мы принесли обет Богу хранить полное молчание, не бояться никого, кроме Всевышнего, подчинять каждый свой шаг духовной цели и не думать ни о чём, кроме Бога. Однако, когда мы пришли в святой город Мекку, нас встретил Хидр. Мы были очень счастливы. Мы приветствовали его и сказали, что испытываем глубокую благодарность, потому что наши усилия были вознаграждены и мы встретились с ним. Не успели эти слова сорваться с наших уст, как мы услышали укоряющий Глас Божий: «Вы нарушили данный мне обет, разве не вы сейчас забыли обо мне, Творце, ради удовольствия разделить компанию с тем, кто был сотворён мною? За это вы умрёте».
Юноша, все лежащие перед тобой люди сгорели в огне любви к Богу. Ибрахим, реши сейчас, пойдёшь ли ты дальше по Пути или возвратишься домой.
Ибрахим спросил дервиша:
— Но скажи мне, как тебе удалось избежать немедленной смерти и ещё немного прожить на этом свете?
Он ответил, что все суфии были верными последователями и вполне зрелыми людьми, когда вступили на Путь, а он был ещё совсем неопытным и очень юным. Произнеся эти слова, он тоже умер.
Источник: Аттар Фарид-ад-дин. «Тазкират ал-аулийа» или Рассказы о святых
Одна индийская бедная женщина каждое утро пекла две лепёшки. Одну для членов семьи, а вторую, дополнительную, для случайного прохожего. Вторую лепёшку женщина всегда клала на подоконник, и любой проходящий мимо человек мог её взять.
Каждый день, когда женщина клала лепёшку на подоконник, она возносила молитву за своего сына, ушедшего из дома искать лучшую долю. В течение многих месяцев мать ничего не знала о своём мальчике и всегда молилась о его безопасном возвращении.
Вскоре она заметила, что какой-то горбун приходит каждый день и забирает вторую лепёшку. Но вместо слов благодарности, он только бормотал: «Зло, которое вы делаете, остаётся с вами, а добро возвращается Вам!» — и продолжал свой путь. Это продолжалось день за днём. Не получая ожидаемых слов благодарности, женщина чувствовала себя обманутой. «Каждый день этот горбун произносит одно и то же! Но что он имеет в виду?»
И однажды, будучи особенно раздражённой, она решила покончить с этим. «Я избавлюсь от этого противного горбуна!», — сказала она себе и добавила яд во вторую лепёшку. Но когда она собралась положить её на подоконник, руки женщины задрожали. «Что же я делаю?» — подумала она и немедленно бросила ядовитую лепёшку в огонь, приготовила другую и положила её на подоконник.
Горбун, как обычно, взял лепёшку, пробормотав неизменные слова: «Зло, которое вы делаете, остаётся с вами, а добро возвращается вам!», — и продолжил свой путь, не подозревая о бушующих внутри женщины эмоциях.
В тот же вечер кто-то постучал в дверь. Когда женщина её открыла, она увидела своего сына, стоящего в дверном проёме. Выглядел он ужасно: голодный, худой, слабый, в рваной одежде.
— Мама, это просто чудо, что я здесь! Я был от дома всего лишь на расстоянии одной мили, но был так голоден, что упал в обморок. Я, наверное, умер бы, но именно тогда какой-то старый горбун прошёл мимо и был так добр ко мне, что отдал целую лепёшку. И сказал, это его единственная еда на целый день, но он видит, что я нуждаюсь в ней больше, чем он.
Когда мать услышала эти слова, её лицо побледнело, и она прислонилась к двери, чтобы не упасть. Она вспомнила отравленную утреннюю лепёшку. Ведь если бы она не сожгла её в огне, её собственный сын погиб бы! Вот тогда женщина поняла смысл слов: «Зло, которое вы делаете, остаётся с вами, а добро возвращается вам».
Незнакомые добродетели Притча неизвестного происхождения
Однажды Бог пригласил на обед все возможные добродетели: великих и малоизвестных, тихих и героических. Они собрались в великолепно украшенном райском зале и получали огромное наслаждения от мероприятия, ибо хорошо знали друг друга, а некоторые были даже в родственных отношениях.
Внезапно Бог обратил внимание на две добродетели, которые, казалось, не знали друг друга и которым было не совсем уютно общаться друг с другом. Господь взял одну за руку и представил другой.
— Это Благодарность, — сказал он, — а это — Благотворительность.
Однако, не успел он отвернуться, как они вновь разошлись в разные стороны. Даже Богу не удалось свести их вместе.
Из Индии недавно приведён,
В сарае тёмном был поставлен слон,
Но тот, кто деньги сторожу платил,
В загон к слону в потёмках заходил.
А в темноте, не видя ничего,
Руками люди шарили его.
Слонов здесь не бывало до сих пор.
И вот пошёл средь любопытных спор.
Один, коснувшись хобота рукой:
«Слон сходен с водосточною трубой!»
Другой, пощупав ухо, молвил: «Врёшь,
На опахало этот зверь похож!»
Потрогал третий ногу у слона,
Сказал: «Он вроде толстого бревна».
Четвёртый, спину гладя: «Спор пустой —
Бревно, труба, он просто схож с тахтой».
Все представляли это существо
По-разному, не видевши его.
Их мненья — несуразны, неверны —
Неведением были рождены.
А были б с ними свечи — при свечах,
И разногласья б не было в речах.
Меняло Недовольство квартиры. Там соседи слишком шумные, тут наоборот — нелюдимые, здесь от города далеко, тут наоборот в слишком шумном городе. Меняло-меняло и дошло до того, что вовсе без жилья осталось.
Злые привычки, разумеется, не пустили к себе жить. Только посмеялись над ним, осудили и махнули рукой: чего с бездомного взять?
И пошло Недовольство к Добродетелям. Те, конечно, его на какое-то время принимали. Но ни одна долго не выдерживала его характера. И только у Терпения — терпения на него хватило.
Неделю Недовольство у него живёт — терпит. Месяц — не гонит. Год — живи ради Христа! Недовольство бы и всю жизнь могло провести там. Да недовольство тем, что Терпение во всём ему уступает, не дало!
Так оно и бродит по миру, недовольное всем и всеми. Но только не самим собой!
Источник: Монах Варнава (Евгений Санин) Маленькие притчи для детей и взрослых.
Вода в винной бочке
Притча неизвестного происхождения
В одной деревне проходил большой праздник. Каждого участника попросили вылить бутылку вина в одну большую бочку. Когда началось застолье и присутствующие стали пробовать содержимое бочки, то оказалось, что внутри была вода.
Один крестьянин решил так: «Если среди общего количества вина я добавлю бутылку воды, то никто не заметит». Он не мог представить, что подобная мысль придёт в голову каждому жителю деревни.
Один лама со своими учениками играл в игры. Тому, кто выиграет вручал что-нибудь сладкое и сразу же какое-то наставление давал.
Другие ламы проводили со своими учениками долгие занятия, и осуждали любителя игр. Но когда стали проверять знания учеников, оказалось, что те, кто играл в игры знали материал глубже и полнее.
Всем известно, что с обязанностями помощников игрокам в гольф лучше справляются девочки, чем мальчики. Они лучше подносят мячи и клюшки.
Один иностранец, опаздывая на игру в Японии, был вынужден второпях взять мальчика лет десяти. Это был невысокий парень, ничего не понимавший в игре, да и знал он лишь три слова по-английски. Однако, благодаря этим трём словам, мальчишка оставался помощником туриста до самого конца пребывания того в стране. После каждого удара по мячу, независимо от результата, японец топал ногой и взволнованно кричал по-английски:
— Конфуций учил людей шесть десятков лет, а в шестьдесят лет переменился. То, что он прежде считал истинным, под конец объявил ложным. Он и сам не знал, не отрицал ли он пятьдесят девять лет то, что ныне счёл истинным.
— Конфуций был усерден и преклонялся перед знанием, — возразил Хуэй-цзы.
— Всё же Конфуций в душе отрёкся от своей жизни, но не говорил об этом вслух, — сказал Чжуан-цзы. — Он говорил, что человек получает свои таланты от Великого Истока и живёт благодаря своей духовной силе. Всякий крик имеет надлежащий тон, всякое слово имеет надлежащий порядок. Если я пекусь о пользе и долге, то своими суждениями о добре и зле, истине и лжи покоряю лишь людские уста. Но как заставить людей покориться в своём сердце, не вступая с ними в противоборство, упорядочить все порядки в Поднебесной?.. Довольно! Довольно! Достичь этого мне не под силу!
Было три трудолюбивых монаха. Один из них избрал для себя дело — примирять ссорящихся между собой людей. Другой — посещать больных. Третий удалился безмолвствовать в пустыню. Первый, трудясь по причине ссор между людьми, не мог излечить всех, и со скорбью придя к посещавшему больных, нашёл его также ослабевшим и не старающимся об исполнении своего обета. Согласившись, оба они пошли к пустыннику, поведали ему печаль свою и просили сказать им, что доброго сделал он в пустыне. Немного помолчав, пустынник влил воду в чашу и говорит:
— Смотрите на воду.
А вода была мутная, так что ничего не было видно в ней. Спустя немного времени он опять говорит:
— Смотрите, теперь вода устоялась.
Как только они посмотрели в воду, то увидели свои лица, как в зеркале. Тогда он сказал им:
— Так бывает и с человеком, живущим среди людей. От смущения он не видит грехов своих. А когда он безмолвствует, и особенно в пустыне, тогда видны его недостатки.
Некто нашёл на рынке зузу (мелкую монету). Подняв её и положив в карман, этот человек обратился к зузе с такой речью:
— Тебе придётся сейчас отдохнуть от всяких забот. Знаешь ли ты, что из-за тебя сражались воины на полях битвы, из-за тебя торговцы пускались в далёкий путь, из-за тебя дочери свободных людей становились распутницами?
Источник: Абуль-Фарадж. Книга занимательных историй.
Однажды учитель попросил учеников записать на листочке имена всех людей, которых они ненавидят. Когда они сделали это, учитель сказал им принести на следующий день в школу пакетик с помидорами по количеству записанных имён. Некоторые дети принесли пакетик с двумя помидорами, у других было три помидора, пять, или даже десять. Учитель попросил учеников носить с собой эти помидоры на протяжении двух недель. Но уже через пару дней ребята стали жаловаться на плохой запах гниющих овощей. Нескольким ученикам было тяжело повсюду носить с собой десяток помидоров. Запах был слишком резкий и сильный.
Через неделю учитель собрал класс, ещё раз выслушал их жалобы и сказал:
— Всё это очень похоже на то, что вы носите в своём сердце, когда вам не нравятся некоторые люди. Ненависть разъедает душу и делает её больной. Если вы не можете переносить запах испорченных помидоров через неделю, представьте себе «аромат» от горечи и злобы, которые вы носите в своём сердце каждый день!
Сердце — это красивый сад, который нужно регулярно чистить от сорняков, т.е. прощать тех, кто разозлил вас. Это освобождает в нём место для действительно хороших вещей.
Не берите от жизни все, берите только лучшее! Источник
А в этом племени у вождя жил особенный попугай. Он был очень умным и говорил только правду.
Когда друзья проходили через территорию племени к горе, воины племени остановили их. Обыскали, но не нашли ничего. И попугай молчал. Пришлось их отпустить.
Друзья спокойно добрались до горы и набрали много рубинов. Сели думать, как пройти с драгоценностями через племя. Один друг предложил:
— А давайте проглотим их!
Так и сделали.
А в это время за ними наблюдал один мошенник. Он увидел, что друзья владеют множеством драгоценных камней, и решил к ним присоединиться, в надежде, что потом ему что-то перепадёт. Он подошёл к ним и представился бедным путником, сбившемся с пути. Друзья взяли его с собой, пообещав довести до города.
Когда они вчетвером проходили через воинствующее племя, их опять остановили и обыскали. Ничего интересного не найдя, уже собирались отпустить, но тут попугай вождя заговорил:
— Богатые люди, богатые люди…
Вождь насторожился и велел обыскать ещё раз. Но когда ничего не нашли, он понял: путники проглотили драгоценности. Он сказал им:
— Либо вы добровольно отдаёте драгоценности, либо я завтра утром распорю вам животы, — и бросил их в яму до утра.
Друзья начали думать, как быть в этой ситуации, но ничего придумать не могли. Думал и мошенник. И когда настало утро, он первый заговорил с вождём:
— Вождь, это мои братья, и я их очень люблю. Я не смогу смотреть, когда их будут убивать на моих глазах. Поэтому распори мне живот первому.
Вождь послушал его и сделал, как он просил. Но в животе камней не оказалось. Вождь рассердился и приказал отрубить попугаю голову за то, что тот солгал. А трёх оставшихся в живых друзей приказал отпустить.
Друзья вернулись в город, открыли своё дело и начали работать. А когда разбогатели, поставили на площади города памятник человеку, спасшему им жизнь. Источник