По графику на Париж у нас отводилось 2,5 дня- но, как обычно, 0,5 дня плавно превратились в один вечер. Пока помылись-побрились, пока припарковались (минут 40 заняло :-), пока перекусили руанским сыром и сидром. План был простой- первый день - триумфальная арка,елисейские поля. Второй- Эйфелева башня, собор парижской богоматери. Третий день- Монмартр, Пер-лашез, далее по обстановке.
Первый день до Триумфальной арки шли пешком- с полчаса ходу всего и все интересно. Собственно арка посреди площади, выход к ней- через подземный переход. Промахнуться сложно. Там же, в переходе, продаются и билеты для подъема на арку, стоит 9 евр. Подняться на триумфальную арку мы планировали, по совету все той же кузины, на случай если на Эйфелеву башню толпа будет чрезмерной. На башню все же поднялись. Вид с арки- куда хуже, так что 4*9=36 евр если и не выбросили, то около того. Ну и хвост с ними - мы туристы, нам положено деньги попусту тратить :-)
Елисейские поля оказались не такими пафосными, как ожидалось. Разумеется, девушки тут же прорвались в какой-то парфюмерный магазин и зависли там надолго. Впрочем, это можно было предвидеть, и потому было запланировано :-) Вышли разочарованные- продается ровно тоже, что у нас и по ровно тем же ценам. Впрочем, не совсем то же- ибо вышли с покупками. Какие-то новинки были, до нас еще не дошедшие, какие-то коллекции полнее представлены. Даже я не удержался, купил себе одеколон.
Пошли гулять дальше, прошли дворец республики - уже совсем стемнело. Решили дойти до пл.Согласия- где обелиск египетский стоит, там сесть на метро и домой. Дошли, подивились, пошли искать метро. Сделали круг по площади -нету! Ладно, я не гордый, достал GPS. Показывает в сотне метров станцию- а там ничего. На разведку побежал самый шустрый член экипажа- штурман. Машет- нашла, мол. Оказывается, то, что я издали принял за вход в какой-то подвал - и было входом в метро. Без каких либо опознавательных знаков. Только над лестницей, когда уже спускаешься, написано- метрополитен. И дальше в самом центре- возле Лувра, например, видел такие же входы в метро. Пока в упор не подойдшь- и не заметишь. Вообще, второй пилот - архитектор, обратила наше внимание, что в центре Парижа нет рекламы на щитах и тп. Вообще. В отличие от столицы, например. Афиши, правда, есть. Чуть дальше от самого центра со входами в метро все в порядке, видно издалека.
Оплата метро в Париже отличается от берлинской. Куда проще- меньше вариантов билетов. Нам подходил carnet (10 билетов за 11,6 евр.). А как-то раз взяли такой же, но за 5,8. Но с ограничениями по зонам- что привело к небольшим приключениям :-). Билеты продают,как правило, в автоматах. Интерфейс прост и понятен. Автоматы едят мелочь и карточки. Вроде видел где-то в центре автомат, умеющий есть купюры- но на фотографии такого не нашел, так что не уверен, что такое в самом деле есть. К карточкам автоматы привередливы. Вроде эти билеты действительны и на трамвае с автобусом- но не проверял. Есть окошки с тетеньками и в некоторых вроде можно купить билеты - но если рассчитывать только на них- то можно и попасть. Как мы, например. На третий день утром пошли в метро, а мелочи у нас на карнет и не набралось. На четыре билета тоже не хватило. Купюры автоматам не по вкусу. Пошли искать окошко с тетенькой (а станция-узловая, метро и электричка, выходов много) - все закрыто. Очевидное решение - разменять в ларьке каком купюры- не проканало, начало девятого - все еще закрыто. От отчаяния стали пихать все карточки подряд (а у нас их больше десятка на всех :-)- одну съел. Что интересно - два мастеркарда от уралсиба, в один день полученные, с одинаковой суммой на счете- один подошел, другой нет. Т.е. запас евромелочи иметь и тут желательно.
Вход в метро через турникет. Примерно как раньше в столице- суешь билет в щель, турникет что-то там с ним делает,выплевывает. Билет надо забрать и хранить до конца поездки. Без него для выхода из метро придется прибегнуть к хакерству. Хакерство может быть нескольких типов. Банальное перепрыгивание турникета возможно не везде - на некоторых станциях это не вращающаяся рогатка из трех палок, а дверь в рост человека. Но можно вдвоем выйти по одному использованному билету. Мы использовали оба этих способа, когда поехали в Дефанс (La Defense) - на электричке, с двумя скидочными билетами и одним нормальным. По скидочным выпускать не хотел - так я перепрыгнул, а девушки вдвоем по одному просочились.
Принцип ориентирования в метро такой же, что и в Берлине. Т.е. чтобы приехать куда надо - мало знать станцию, до которой ехать, надо выяснить название линии и конечной станции- чтобы не уехать не в ту сторону. Линии метро именованы цифрами, электричек- буквами. Причем желательно- заранее уточнить, переходы в парижском метро длинные, подземные сооружения обширные, и не всегда так просто перейти на платформу противоположного направления (особенно на электричках, тот же Дефанс, например). Эти названия- линии и станции написаны на стенках и указателях, т.е. при минимальной подготовке заблудится сложно. Собственно на станциях есть табло - куда поедет прибывающий паровоз, когда будет следующий. Не то, чтобы парижское метро было проще берлинского - просто мы были уже опытные, идею поняли - и проблем с ориентированием не было.
Во всех поездах метро, в которых мы ездили- двери открывались вручную. Чтобы выйти или войти надо или нажать на кнопку, или повернуть ручку. Смысл мне непонятен - ибо видно, что на остановке дверь пытается открыться- т.е давление подается, дверь дергается- и тем рычажком ее просто освобождаешь. В электричках двери сами открываются. Остановки, как правило, объявляют - или показывают лампочкой на схеме в вагоне. Но есть линия- 3, Galieni -что-то там длинное, где ни объявлений, ни лампочек. Как хочешь, так и ориентируйся. Мы ориентировались по надписям на платформах- вроде успешно.
Первый раз ехали домой , надо было пересесть с метро на электричку. Так поблуждали по выходам из метро- везде на выходе турникет. Решили- что максимум, чем мы рискуем- пятью еврами на четыре билета, вышли. Попробовали зайти на станцию электричек по старому билету- пустили. И дальше так же пускали- с электричек в метро и обратно. Но какая-то защита от особо умных есть, похоже. Простор для хакерства т.е. То ли там можно зайти только на той же (узловой) станции, где выходил с другого вида транспорта, то ли время на пересадку ограничено - но пересесть на метро с электрички на другой станции минут через 15 после выхода не получилось, и на фуникулер на Монмартре не пустили по закомпостированным в метро билетам.
Электрички в Париже ходят реже, чем метро (минут 10 интервал)- но быстрее, за счет меньшего количества остановок. Т.е. если ехать через весь город, то при прочих равных (например, при выборе между электричкой линии A и метро линии 1) правильный выбор - электричка. С зонами я не совсем разобрался, но если я и кинул парижскую подземку на пару евров- то не по умыслу, а по недомыслию- и мне ужасно стыдно :-)
На следующий день с утра поехали на эйфелеву башню. Очередь оказалась небольшой, загородка-лабиринт для организации очереди была заполнена едва на четверть. Всеже путешествие не совсем в сезон имеет свои преимущества. Простояв минут 10 в очередь в кассу и минут 15 - в очереди в лифт - приступили к подъему. Была мысль подняться на второй этаж по лестнице, там осмотреться - а дальше уж думать, ехать ли на самый верх- но решили не экономить, подняться на второй этаж ни лифте- 8 евр, пешком- 4. На самый верх - 13,10. Взяли до верха. Можно, в принципе, подняться на второй этаж- а там уж решить-стои ли дальше подниматься. На втором этаже пересадка на лифт на самый верх- так что билет лучше не терять. На верхушке двухэтажная конструкция- на первом этаже стеклянное ограждение, со второго можно плюнуть вниз :-)
С башни видели оригинальную статую свободы (на острове посреди Сены), но она нам была не по пути, так что не пошли на нее глядеть.
Спустились, по броуновской траектории выдвинулись в сторону собора Парижской богоматери, через дом инвалидов и кучу еще всего прикольного. Ориентироваться не сложно - идешь боле-менее параллельно речке, рано или поздно выйдешь куда надо. Попадаются стенды с картами, да и у нас было несколько бумажных карт и, на краqний случай, GPS. В общем, все что пишут про Париж- правда. И русских полно. Хотя меньше, чем в Мюнхене.
Где-то по дороге покормились в обычном парижском кафе, коих там миллион. Луковый суп - вкусно, но я дома делал не сильно хуже :-) А вот вино -красное бургундское, взятое по рекомендации официанта - очень даже неплохо. 26 евр. Причем можно предположить, что ресторанная наценка там небольшая- взятое на вечер в ближайшем супермаркете вино за 8 евр (из дорогих т.е, большинство сортов там 2-4 евр,) было куда хуже. Цены же на кормежку во Франции вообще и в Париже воособину - повыше, чем в германии. На 100 евр - пообедали без особых излишеств. В Берлине на эти деньги весь вечер пиво пили и ни в чем себе не отказывали.
По пути от сора домой погуляли вокруг Лувра - внутрь не пошли, поздно было - да и смысл на час туда заходить. Эт на целый день явно развлечение. Нашли замаскированный вход в метро, поехали в гостиницу.
Приехали, покормились, решили поглядеть на эйфелеву башню ночью. Поглядели- забавно. Да еще и огоньки бегающие включили - несколько пестровато получилось, но все одно прикольно. Впрочем, включили их ненадолго.
В первый день было неясно - где парижане берут еду- кроме круассанов и всяких хитрых булочек с омлетом. Оказывается, там же, где и все- в супермаркетах, один из которых был рядом с гостиницей- до 20 часов работал, перед отъездом нашли еще один. Магазинчики заштатные и довольно дорогие - но крупные торговые центры расположены явно не в центре и тратить на них время жалко.
С туалетами- примерно как в Берлине, те. особых проблем нет- полно кабинок по полевро, попадаются халявные- но с пропускной способностью один человек в 15 минут :-) Испытали заведение на самой вершине эйфелевой башни - не то, чтобы необходимость была, но упускать такой случай ... :-)
На следующий день с утра поехали на Монмартр. Доехали до метро Anvers,вышли, огляделись, поглядели в какую сторону местность поднимается- туда и пошли. Пересесть на фуникулер по закомпостированным билетам не получилось, тратить целый билет жаба задавила, так что пошли пешком. Лестница не такая уж и высокая, но на ней толпа приставучих негров. Одного пришлось слегка попихать - но на обострение они не пошли. Я не сильно огорчился :-) Наверху все прикольно, магазинчики всякие -как с туристическим хламом, так и с приличными вещами.
Спустились, дошли до Мулен Руж, подивились на секс-шопы (девушки почему-то зайти поглядеть не захотели :-), тут и разделились- второй пилот поехала на шоппинг, остальные поехали дальше по достопримечательностям.
Начали с кладбища Пер-Лашез. Метро- Pere Lachaise (никогда бы не догадался :-) Выход из метро рядом со стеной кладбища, входов несколько. Есть стенды со схемой, где похоронены знаменитости- и половину их даже я знаю. Схема там же продается, но нам ее подарили какие-то русские туристы :-) "Могилы и вОроны - этот то, что надо"(с) штурман. Хотя во Львове кладбище повнушительнее, пожалуй.
По выходу решили покормитьтся. Хоть дело далеко не в центре- но парижских кафешек меньше не стало. Долго выбирали, выбрали арабскую :-) Впрочем, крем-брюле оказалось вполне себе ничего :-) Выпил французского пива- терпимо. Кроненберг и 1864- у них два разных сорта, у нас- один :-)
В Дефанс решили ехать на электричке. Возник вопрос с зонами - попробовали спроисть у негра в окошке- можно ли по этому билету доехать до дефанса. Как я понял - можно, но только на метро. Но мы решили- какая разница, поехали на электричке- куда быстрее будет. По дороге чуть не потеряли штурмана, на выходе пришлось хакерствовать. Сам Дефанс- шибко современный район, все стеклянное и странных форм, с элементами современного искусства- прикольно. Арка опять же- напротив триумфальной. Для разнообразия вполне можно прокатиться.
До вечера успели еще прогуляться мимо Сорбонны, посидеть в парке у Люксембургского дворца. Т.е. даже без музеев еще день-два легко нашли чем бы заняться в Париже.
Со смешанным настроением попили в номере вина и сидра с сырами - и пошлии отдыхать перед новыми приключениями.

Луковый суп

Могилы и вороны- это то, что надо

Довольно часто попадаются такие сооружения

Цивилизация

Автомат по продаже билетов в метро