Сегодня большинство участников рынка импорта подержанных автомобилей находятся в ситуации дезориентации и информационного голода. Чтобы исправить это положение, Алексей Гладков совместно с группой экспертов провел специальное исследование и проанализировал возможные риски рынка в новых условиях.

Экспертные заключения.

Прежде всего, считаем важным отметить, что существуют определенные риски в любой экспортно-импортной операции, которые всегда были и останутся, наверняка, в обозримой перспективе. К этой группе, как мы условно называем «традиционных рисков», можно отнести прежде всего валютные, тарифные, природные (морская стихия, пожары), транспортные и тому подобные риски. При этом, благодаря уже нескольким десяткам лет развития отрасли, в основном удалось научиться минимизировать эти традиционные риски до нормального уровня, который существует в любом бизнесе.

Однако, в новой экономической ситуации эксперты выделили еще одну группу рисков, характерных для нынешнего момента.

1. Позиция правительства РФ.

Главным фактором с точки зрения экспертов является неоднородный состав правительства, и как следствие, противоречие экономических интересов и, соответственно, транслируемых для общества мнений и заявлений. Можно выделить три фактора, вокруг которых группируются аргументы противоборствующих групп:

*
поддержка отечественного автопрома
*
наполнение бюджета таможенными сборами
*
социально-политическая ситуация на Дальнем Востоке

1.1. Поддержка отечественного автопрома.

Она обусловлена, во-первых, тем, что государство и ряд олигархов сделали большие приобретения активов в автомобильной промышленности, которые даже близко не оправдывают ожидавшихся дивидендов. К этому добавляется давление крупных зарубежных производителей, которых приходится интегрировать в отечественный автопром с целью хоть как-то переломить ситуацию в лучшую сторону. При этом очень важно понимать, что заградительные барьеры, на которые надеются эти группировки, в обозримой перспективе вряд ли приведут к реальному улучшению качества изделий. Но однозначно будут являться инструментом искусственного повышения цен на внутреннем рынке для получения незаслуженных доходов.

1.2. Наполнение бюджета таможенными сборами.

Дело в том, что речь идет, даже если мы возьмем только Дальневосточное направление, о колоссальных денежных поступлениях в бюджет. При этом, это не требует от государства практически никаких вложений, если не считать копеечные формальные оклады горстки таможенников, так как все инфраструктурные инвестиции в обслуживание потока импорта были вынуждены сделать свободные участники рынка. О каких цифрах идет речь? Если обратиться к открытым источникам, то, например, по данным японской таможни за 2007 год, в Россию было экспортировано более 400 тысяч подержанных автомобилей. Если мы примем средний размер пошлины за один автомобиль примерно 4 тысячи долларов, то получаются весьма впечатляющие объемы. В этом году можно говорить о росте оборотов минимум на 20 процентов. И это без учета импорта новых и подержанных запчастей для этих автомобилей, который сейчас весь перешел на белые схемы по весьма дорогим таможенным ставкам. Поэтому отказ от такого притока денег в одночасье представляется достаточно маловероятным вариантом развития событий, особенно в условиях снижения доходов государства из-за падения цены на нефть.

1.3. Социально-политическая ситуация на Дальнем Востоке.

Видимо, из московского далёка с трудом различается тот простой факт, что более половины жителей того же Приморского края заняты прямо или косвенно в обслуживании потока импорта подержанных автомобилей из Японии. Помимо явной экономической составляющей этого феномена следует учитывать и специфические психологические особенности населения региона, при том, что большинство из них являются владельцами небольших бизнесов, которые они создавали своими руками.

Поэтому, если одномоментно запретить импорт автомобилей из Японии, то встает вопрос, что может предложить взамен центральное руководство, чтобы не поиметь в этом, и так шатающемся под влиянием воздействий новых глобальных центров притяжения отдаленном регионе, социальный и, как следствие, политический взрыв с непредсказуемыми последствиями. Обращает на себя внимание тот факт, что даже при склонности любого правительства к беспочвенным обещаниям, мы не наблюдаем реальных экономических предложений по альтернативе экономического выживания Дальнего Востока, и даже обычных в таких случаях популистских посулов из Москвы не слышно. То есть, это говорит о том, что реально никто не готов взять на себя смелость радикальных действий и ответственности за их последствия.

Итог. Со стороны правительства будут идти противоречивые сигналы. Вполне вероятны некоторые необдуманные действия с последующей корректировкой в сторону отмены или смягчения. Продолжится тенденция к постепенному повышению таможенных пошлин. Но радикальных мер по запрещению импорта или отмене правого руля не будет.

2. Поведение профессиональных участников рынка.

2.1. Конкуренты иморта подержанных автомобилей.

Эти группы используют антикризисную риторику, чтобы под шумок пропихнуть меры, которые при обычном экономическом и политическом фоне были бы нереальны. Это – естественное поведение, тем более, что они опираются на крупные фигуры и мощных лоббистов.

2.2. Экспортеры автомобилей в Японии.

Мы наблюдаем, что часть экспортеров, которые ориентировались на поставку хлама и работали под лозунгом «Бери больше – кидай дальше», сейчас хором скулят о падении продаж.

Те же компании, которые всегда работали цивилизованно и ориентировались на предоставление качественной услуги по экспорту автомобилей, спокойно продолжают свою работу.

2.3. Крупные импортеры в России.

Те из них, кто привык жить в старом мире, не пытаясь меняться для соответствия новым условиям, тихо врастают в Дальневосточную землю вместе со своим умертвленным товарным запасом.

Те же, кто внимательно следит за ситуацией и признает изменения реальности, достаточно успешно адаптируются, переключаясь на новые регионы, новаторские схемы продаж и новые виды услуг, типа логистики, таможенного оформления, информационного сопровождения.

2.4. Компании, которые работают по схеме заказа автомобиля с аукциона.

В этой особой нише, которая активно развивалась в последнее время благодаря популяризации интернета, также наблюдается разделение на слабых игроков, которые в новых условиях растерялись, кое-где вообще закрыли прием заказов, и на уверенных в себе профессионалов. Как правило, эта уверенность опирается на то, что они четко контролируют всю цепочку поставок, имеют возможность гибко реагировать на внешние изменения. Такие компании ясно видят ситуацию на рынке и вокруг него, при этом наиболее профессиональные из них имеют возможность продолжать бизнес и даже развивать его.

В итоге, эксперты пришли к следующему выводу:конечно, шума будет много. Но задачи нового уровня сложности только помогут очиститься от «пены» слабых игроков. Мы уже наблюдаем, и эта тенденция будет только усиливаться, что начался процесс организационной, социальной и профессиональной консолидации, которая в итоге пойдет данному виду бизнеса на пользу.

3. Поведение покупателей в новых условиях. Можно выделить три группы автопользователей по типу их реагирования на происходящие события.

3.1. Это те, кто бежит из привычной ниши модели приобретения автомобиля из-за рубежа. Это нормальная человеческая реакция. На это и рассчитана шумиха, поднятая вокруг импорта. При этом, попробовав различных местных изделий, эти люди очень часто возвращаются назад.

3.2. Те, кто выжидают. В сложившейся ситуации – это разумная позиция, потому что далеко не каждый может разобраться в нынешней противоречивой какофонии слухов и домыслов. Мы думаем, что они постепенно прояснят для себя реальную картину и в итоге сделают правильный выбор.

3.3. Те, кто продолжает рассматривать для себя вариант приобретения импортного подержанного автомобиля просто потому, что реальной альтернативы по соотношению цена-качество в России пока не существует. У этих людей как раз есть шанс выгодного приобретения автомобиля, в условиях пока соотношения валют достаточно стабильно и цены в Японии несколько снизились.