Чаще всего врут, конечно, о внешности. «Прекрасно выглядишь, молоденькая девочка!» — заходятся комментаторы под портретом усталой немолодой женщины в плохой физической форме. «Боже, какая оригинальная внешность!» — в некотором роде да, сущий учебник Ломброзо, такое не каждый день встретишь. «А стройняшка какая!» — пишет барышня весом в пятьдесят кило той, которая весит девяносто. Издевается? «Вот кому надо в стилисты, у тебя потрясающий вкус». Синтетические платья в облипку или дурно подобранные дорогие тряпки, сочетания цветов, от которых «выпадают глаза» — интересно, они видят то же, что и я?
Также принято сочиться патокой под фотографиями детей. Почти все младенцы очаровательны, но увы, попадаются и некрасивые. Звучит кощунственно, но на свете достаточно хороших здоровых малышей, которые выглядят страшненькими, особенно перемазавшись овсянкой или чем-то коричневым (надеюсь, это шоколад). Для мам и пап они прекрасны, но что заставляет кудахтать всех остальных?
Третий по распространённости повод для лжи — чужие креативы. «Пиши книгу» — велят каждому, кто смог расставить десять слов более или менее по порядку. «Вот кого надо издавать, а не всех этих бездарей», — и далее перечень интересных современных поэтов, которые, оказывается, в подмётки не годятся дяденьке, зарифмовавшему юбилейное поздравление тёще. Мне, как пишущему человеку, мгновенно становится очень стыдно за то, что я радовалась, когда хвалили мои тексты. Похоже, люди просто всеядны.
Комплименты хэнд-мейду часто выходят за границы разумного. Уродливые поделки с кривыми строчками, бусики из дешёвой пластмассы, рисунки с дико нарушенными пропорциями — всё находит своего восхищенного зрителя.
«Продавай это!» Как бы ни был бездарен человек, обязательно кто-нибудь призовёт к монетизации его деятельности. Продавать, по мнению публики, нужно всё: фотографии с цветочками и котиками, страшненькие домашние тортики, умение одеваться так, что дети начинают заикаться, а всякую идею следует оформлять в тренинги. Словом, любому продукту пророчат дикий успех и грозятся купить пять штук, себе и на подарки. Естественно, не дай бог послушаться, потому что после реализации советов изумлённый автор остаётся с тиражом книжек, открыточек или сумочек, а потенциальные покупатели исчезают.
Ну и, конечно, не пытайтесь получить в Сети честный ответ на вопрос «Мне идёт?». Конечно, вам идёт чехол от танка, цветочный горшок вместо шляпы и боевая раскраска племени сиу, которую вы по ошибке приняли за контуринг.
Возникает вопрос, зачем люди это делают, ведь просто из желания быть вежливым незачем рассыпаться в фальшивых славословиях, достаточно поставить лайк или написать нейтральное «мне понравилось».
К сожалению, люди обожают, когда кто-то делает глупости или выставляет себя в смешном виде. Пусть другие затевают безнадёжные проекты, выглядят ещё глупее, а мы возьмём попкорн и повеселимся.
Кому-то это действительно нравится, дурной вкус никто не отменял, на каждую поделку найдётся свой покупатель.
Иные просто хотят поддержать и ободрить хорошего человека. Ведь он на самом деле не правды ждал, а социальных поглаживаний, вот и получает их полные карманы. Иногда человека хвалят за прогресс — возможно, он сейчас выглядит (пишет, рисует, одевается) лучше, чем полгода назад. Глядя на него, мы оцениваем не результат, а затраченные усилия. И дама, которая сбросила двадцать кило с центнера, действительно настоящий герой и красавица, безо всяких кавычек.
Кого-то просто любят. Это для вас на картинке нечто страшное, а для них это родной человек, который мил и видом своим, и нравом, и поступками.
А самая обидная, хотя и нередкая причина — вы просто не понимаете. Снова виной дурной вкус, но увы, ваш. Не способны вы понять сложный текст, современное искусство, моду или национальные традиции, увы. А остальные могут.
В любом случае нет ничего плохого в этой оголтелой лести, кроме того, что объект утрачивает какие бы то ни было критерии. Он не понимает, как оценивать себя и свою работу, «в интернете же похвалили». Но на такой случай существует два верных ориентира. Первый — собственный вкус. Самому нравится — и прекрасно. Второй — мнение экспертов, если речь о каком-либо продукте. Не диванные, а настоящие авторитеты в профессии обычно высказывают непредвзятое мнение, и к нему-то стоит прислушаться.
Комментирующим же следует соблюдать простые правила. Не кривить душой и просто промолчать, если совсем не нравится. И никогда, никогда не хвалить людей через унижение других. «Ты гораздо лучше, чем…» — это очень плохая похвала, даже если она правдивая. Тем более если нет.
Понятно что среди похвальбовщиков встречаются нечистоплотные люди, которые используют комплименты как средство манипуляции, очень такой дешевой "абибас" манипуляции.
Но вот что движет остальными? нормальными и не подлючими?
Что же это такое,
Где же правда люди
Я один в поле воин
Справедлив и спокоен.