Вслед за жареными «царскими» птицами дюжие слуги выносили обжаренные на вертелах туши оленей, вепрей, косуль и т.д. На Руси всегда хватало как домашних, так и диких животных, поэтому разнообразие было велико, подавали даже жареную рысь, которая за белое мясо считалась лакомым блюдом. Если дичью иностранцев удивить было трудно, то громадные осетры, белуги, стерляди, щуки, сомы всегда производили должное впечатление. После цельножаренных туш и рыбин начинали демонстрировать различные кулинарные изыски, например, свиную тушу, половина которой вареная, а половина жареная, начиненную различной птицей, фруктами и специями. Вариантов было множество, в том числе и комбинированных из дичи, птицы и рыбы или из их особо деликатесных частей. К жареным блюдам подавались различные соусы, маринады, соления.
После жареного мяса наступал черед горячих супов, похлебок, каш и пирогов, разнообразие которых всегда впечатляло иностранцев. Только ухи могли подавать 25-30 различных вариантов. Завершали пир десертом — свежими и приготовленными в различных видах фруктами и ягодами, блюдами из орехов, сладкими выпечками, заморскими деликатесами.
Естественно, что на пиру не только ели. Пили квасы, морсы, меды, пиво (его тогда называли олуй) и вина. Кстати, русские меды были зачастую не менее хмельными, чем заморские вина. Так как при тостах, которых было не мало, полагалось пить до дна, многие упивались основательно. За перебравшими следили специальные слуги, которые помогали им «проветриться» и при необходимости опорожнить желудок. Выдержать пир, не прибегая к помощи подобных слуг, удавалось немногим.
Veni, vicli, vici














