Погода: 2 °C
20.04−1...8переменная облачность, без осадков
21.044...11пасмурно, небольшие дожди
  • Знакомо ли вам это чувство? Что оно для вас?

    Габриель Гарсиа Лорка "Ноктюрн пустоты"

    Чтобы знал я, что всё безвозвратно,
    Чтоб сорвал с пустоты одеянье,
    Дай, любовь моя, дай мне перчатку,
    Где лунные пятна,
    Ту, что ты потеряла в бурьяне.

    Чтобы знал я , что всё пролетело,
    Сохрани мне свой мир пустотелый,
    Небо слёз и классической грусти,
    Чтобы знал я, что всё пролетело.

    Чтобы знал я, что нет возврата,
    Недотрога моя и утрата,
    Не дари мне на память пустыни -
    Всё и так пустотою объято...
    Горе мне, и тебе, и ветрам,
    Ибо нет и не будет возврата.

  • Если ощущение пустоты, то знакомо. Оно, наверное, знакомо всем. Это синдром 30-33 лет, который необходимо пережить. Это когда ты вдруг понимаешь, что полжизни прожито, в космос уже не полетишь, все вокруг козлы..., и т.д. Через месяц пройдет. Желательно только сделать за это время поменьше глупостей. Типа: развод, уход с работы, алкоголизм и т.д.

    Желаю удачи в строительстве дачи!!!

  • Да, чувство пустоты знакомо всем, и всем по-своему.
    А если через месяц пройдёт, это что, разовый непродолжительный кризис?

  • Вот только что поняла, что меня второй день не покидает: ощущение того, что что-то должно было произойти 1 сентября (почему именно 1 - не знаю...), а всё идёт, как обычно, без каких-либо изменений. Обманутые надежды вызывают чувство пустоты...

  • Пустота есть природа и "основание" ума, психики. Об этом в частности и роман, заголовок которого Вы взяли в качестве названия. Существует целая, если угодно, культура пустоты-шуньяты в буддизме, методы созерцания - безмолвная медитация дзадзен, к примеру. Роман, кстати и развивается в основном, в контексте дзенского мировоззрения автоа. Однако мотивы пустотности были распространены особенно у поэтов "Серебрянного века". Вот стихотворение Блока

    Всё бытие и сущее согласно
    В великой, непрестанной тишине.
    Смотри туда участно, безучастно, -
    Мне всё равно - вселенная во мне.
    Я чувствую, и верую, и знаю,
    Сочувствием провидца не прельстишь.
    Я сам в себе с избытком заключаю
    Все те огни, какими ты горишь.
    Но больше нет ни слабости, ни силы,
    Прошедшее, грядущее - во мне.
    Всё бытие и сущее застыло
    В великой, неизменной тишине.
    Я здесь в конце, исполненный прозренья,
    Я перешел граничную черту.
    Я только жду условного виденья,
    Чтоб отлететь в иную пустоту.

    А. Блок

    Так, что созерцание пустоты, как нечто, вмщающее целый мир - есть вполне благородное состояние интеллектуала в свободное время!
    :O)

  • А если пустота есть природа и основание ума и психики, то наша повседневная деятельность по наполнению имеет ли смысл? В каких дозах разумно созерцание, если тут уместно слово "разумно"? Ведь если долго глядеть в пустоту, то... ну, Вы сами знаете.
    Чудесное стихотворение Блока: а речь идёт о состоянии после перехода граничной черты, я так это поняла, переход этот-тоже та ещё тема...

  • Смысл в освобождении. В идеале - в Абсолютной Свободе. Нирване - переводится как несвязанность - вольному воля.... Не в таком , конечно, гадком смысле (!), что вашему знакомому плохо, а Вам , что называется - "до лампы". Для конкретного сансарического существа это вероятнее означает максимально возможно стать хозяином ситуации, не поддаваться хаотическим тенденциям - панике, депрессии и т.п. - сохранять ясность (пустотность) ума, для адекватного отражения событий. Человек - часть потка (сантана) - в котором одни пустоные объекты - масли, образы - являются взаимозависимыми пустотными иерархическими структурами, одним из которого является "образ-Я" личности - некий капитан на плоту-личности, который командует матросами - привычками, инстинктами, рефлексами (иногда команда бунтует!). Интересно, что для разных ситуаций у человека существуют разные команды с разными капитанами. Но все плывут туда, куда несёт поток.

    Созерцание разумно, если чувствуется необходимость и даже удовольствие. Впрочем, небольшая настойчивость не повредит. А если нет ничего, кроме неприятных чувств и сожаление о потраченом времени - то смысла никакого нет. И ещё - не надо ходить к подозрительным "учителям".

    Если долго вглядываться в пустоту, или - в бездну, как говорил Ницше, то пустота начинает вглядываться в вас? Вы это подразумевали? Так это Вы и есть, бедный Фридрих не узнал сам себя. Или потерял сам себя, и последние 10 лет жизни так себя и не нашёл. Заблудился в лабиринте, который сам построил.

    Кстати, эта тема образно обсуждена в романе ЧиП. Помните - пикник Володина с бандитами, крышующими его с поеданием мухоморов для попадания в "вечный кайф". Володин, как он сам говорит- в нирвану не пролазит - слишком много духовных "богатств" накопил, так в форточку проталкивает "нищих духом", чтобы дверрь открыли. Вот так и Блок - при жизни черту не мог перейти, тосковал, метался. Умирал тяжело - трудно было проходить в вечность с богатством. Но, как видите, он там - в вечности, за чертой. А просто так "за черту" (за колючую проволоку) на халяву никого не пускают - сработает сигнализация, охрана зоны прибежит...

  • Надо думать, чтобы уйти от пустоты, необходимо тесно соприкоснуться с окружающим миром.Тогда весь опыт духовного развития проявит себя самым лучшим образом. А увиденное подскажет путь дальнейшего саморазвития. Иначе в пустоте можно замерзнуть...

    Брр-ррр!

  • Ну, если Вы Снежная королева (не путать со снежной бабой!), то не замёрзнете. Помните произведение Андерсена с таким названием.. Там этот заглавный персонаж в целом даже положителен, если не считать случай киднеппинга Кая, да и то, можно считать, что это была случайность, а не похищение. Так вот, это достойная дама медитировала на троне посреди замёрзшего озера, лёд которого был покрыт трещинами. Королева называла это зеркалом разума. А Кай пытался сложить из кусочков льда слово Вечность с целью обретения оной и коньков в придачу. Но в нём оказалось слишком много привязанностей...

  • Коньки... это - способность?..
    Мысль, облаченная в слово... умирает? Жаль ее (ту женщину, что замерзла). Не женское это дело - остыть. Она, вероятно, в чем-то ошиблась. Попала в сети логики и не нашла потайной дверцы. И мальчик ринулся туда же раньше времени. Просто ему повезло: случайно его спасли.

  • Нет остывающих женщин, есть мужчины, которые не могут женщин "разгорячить"!
    :улыб:
    Хм.. Что-то заговорил в духе форума БЗ...
    Кстати, согласно тексту Андерсена, периоды концентрации, сменялись у неё периодами внешней активности на благо человечества - ни больше ни меньше.
    Впрочем, Андерсен, как и ПИ Чайковский, был гомосексуалистом , и у них у обоих женщина или что-то вроде снежной королевы, либо что-то вроде сестры.
    Конечно, женщина - это жизнь, наполненность жизненной энергией жизни - даосское Инь - тёмное начало, а опустошённость - Ян - медитация над пустотой, сознание, не пребывающее ни в чём - дзен, это культура мужкого начала. Хотя есть и дамы, любительницы дзена...

  • Так вот как раз и задолбало тесное соприкосновение с реальностью! Количество контактов переходит качественно в чуство опустошения, т.к. продуктивность общения стремиться к нулю. Суета... А времени, чтобы отдаться рефлексии полноценно нет. И в промежутке между повседневностью урывками приходит ощущение, что вся эта "Полнота жизни" - не что иное, как иллюзия...

  • Но ведь человек не может ПОЛНОСТЬЮ освободиться от привязанностей?
    Интересно, в кого бы превратился Кай, если бы сложил это слово? (с учётом коньков:)))

  • Иллюзия.

  • Кто-то не может.

  • Однажды розовый-розовый Принц гулял по розовому-розовому лесу. Вдруг он услышал прекрасные розовые-розовые звуки... Розовый-розовый Принц пошел на эти розовые-розовые звуки и увдиел розовый-розовый замок, откуда доносились эти звуки... Розовый-розовый принц поднялся по розовым-розовым ступенькам розового-розового замка и вошел в розовую-розовую комнату. Посреди этой розовой-розовой комнаты стоял розовый-розовый рояль, а за ним сидела сидела прекрасная розовая-розовая Принцесса. "О, прекрасная розовая-розовая Принцесса, как Вы извлекаете эти прекрасные розовые-розовые звуки из клавиш этого прекрасного розового-розового рояля?" - Спросил розовый-розовый Принц... "А, ВОТ ТАК, ФИГАРЮ СЕБЕ ПО КЛАВИШАМ, БЛИН!"

    Эту сказочку рассказал мне один Хороший Человек, когда я стояла у окна общежития и черт знает, о чем думала. Хотелось "не быть". А потом стало смешно. Вот и все.

    По поводу "иллюзорности" и "смысла жизни"... Когда такие вопросы не дают покоя, надо накормить себя плюшками с молоком. А еще лучше - приготовить их кому-то еще. Это мной изобретенный рецепт. Дарю. Мне правда - не жалко.

  • А вот первоисточник, можете , кстати, сравнить эпизод с поеданием мухоморов в ЧиП. Используются палийские термины, соответствия с саанскритскими
    Ниббана - нирвана.
    Джхана - дхьяна, дзен, медитация



    http://dhamma.ru/canon/an9-34.htm

    Aнгуттара Никая IX.34
    Ниббанасукха сутта
    Счастье Ниббаны
    Только для бесплатного распространения

    (Перевод с английского Дмитрия Ивахненко
    по переводу с пали Тханиссаро Бхикху)



    Я слышал, что однажды досточтимый Сарипутта жил недалеко от Раджагахи в Бамбуковой роще, Беличьем заповеднике. Там он сказал монахам:

    -- Это Освобождение (ниббана) приятно, друзья. Это Освобождение приятно.

    Когда это было сказано, досточтимый Удайин сказал досточтимому Сарипутте:

    -- Но мой друг, что приятного там, где ничего не чувствуется?

    -- Именно это здесь и приятно, мой друг: что ничего не чувствуется. Есть пять составляющих чувственности. Какие именно пять? Формы, сознаваемые с помощью зрения - милые, приятные, очаровательные, привлекательные, вызывающие желание, соблазнительные; звуки... запахи... вкусы... тактильные ощущения, сознаваемые с помощью тела - милые, приятные, очаровательные, привлекательные, вызывающие желание, соблазнительные. Какое бы удовольствие или радость ни возникали на основе этих пяти составляющих чувственности, это чувственное удовольствие.

    И при этом монах, -- совершенно непривязанный к чувственности (кама), непривязанный к неумелым качествам (акусала-дхамма), -- входит и остается в первой джхане... Если, когда он пребывает там, его одолевает внимание к восприятиям, связанным с чувственностью (кама), это несчастье для него. Точно так же, как боль возникает как несчастье для здорового человека, точно так же внимание к связанным с чувственностью восприятиям - это несчастье для него. А Благословенный сказал, что любое несчастье - это страдание (дуккха). Так что с помощью таких умозаключений можно понять, насколько приятно Освобождение (ниббана).

    Далее монах, с остановкой направленного мышления (витакка) и аналитического мышления (вичара), входит и остается во второй джхане: восторг и удовольствие, рожденные сосредоточением (самадхи-джам), объединение сознания (четасо экодибхавам), свободным от направленной мысли и анализа, внутренняя уверенность (аджджхаттам-сампасаданам). Если, когда он пребывает там, его одолевает внимание к восприятиям, связанным с направленным мышлением (витакка), это несчастье для него...

    Далее монах, с угасанием восторга (пити), пребывает в беспристрастии (упеккха), с осознанностью (сати) и бдительностью (сампаджанна); и испытывает физическое удовольствие (сукха). Он входит и остается в третьей джхане, и о нем благородные говорят: "В удовольствии живет тот, кто беспристрастен и осознает". Если, когда он пребывает там, его одолевает внимание к восприятиям, связанным с восторгом (пити), это несчастье для него...

    Далее монах, с отбрасыванием удовольствия и страдания, -- так же, как перед этим исчезли радость и горе, -- входит и остается в четвертой джхане: осознанности, очищенной беспристрастием (упеккха-сати-париcуддхи), ни удовольствии, ни страдании (адуккхам-асукха). Если, когда он пребывает там, его одолевает внимание к восприятиям, связанным с беспристрастием (упеккха), это несчастье для него...

    Далее монах, полностью выйдя за пределы восприятий (физической) формы, с исчезновением восприятий сопротивления, и не обращая внимания на восприятия разнообразия, думая: "Бесконечное пространство", входит и пребывает в сфере бесконечности пространства. Если, когда он пребывает там, его одолевает внимание к восприятиям, связанным с формой (рупа), это несчастье для него...

    Далее монах, полностью выйдя за пределы сферы бесконечности пространства, думая: "Бесконечное сознание", входит и пребывает в сфере бесконечности сознания. Если, когда он пребывает там, его одолевает внимание к восприятиям, связанным со сферой бесконечности пространства, это несчастье для него...

    Далее монах, полностью выйдя за пределы сферы бесконечности сознания, думая: "Ничего нет", входит и пребывает в сфере отсутствия. Если, когда он пребывает там, его одолевает внимание к восприятиям, связанным со сферой бесконечности сознания, это несчастье для него...

    Далее монах, полностью выйдя за пределы сферы отсутствия, входит и пребывает в сфере ни восприятия, ни не-восприятия. Если, когда он пребывает там, его одолевает внимание к восприятиям, связанным со сферой отсутствия, это несчастье для него... любое несчастье - это страдание (дуккха). Так что с помощью таких умозаключений можно понять, насколько приятно Освобождение (ниббана).

    Далее монах, полностью выйдя за пределы сферы ни восприятия, ни не-восприятия, входит и остается в прекращении восприятия и чувства. И, когда он видит (это) с помощью распознавания, его влечения (асава) полностью прекращаются. Так что с помощью таких умозаключений можно понять, насколько приятно Освобождение (ниббана).

  • Не даёт покоя суета. Хочется быть, но не тем, кем есть в данный момент. И речь совсем не о духовном обогащении: иногда мне хочется быть(не стать - это легко, а быть) хуже, чем я есть.
    И что поделать, если всякие мысли про смысл и иллюзорность лезут в голову с момента самоосознания? Они трансформируются по ходу жизни, конечно.
    А от плюшек я толстею:)))

  • Сильно. Но понять это только с помощью умозаключений... Испытывать кайф от умозаключений? Или что испытывать? Хотелось бы комментарий к тексту...

  • А комментариев нет и не может быть. Нирвана, состояние будды, абсолютное освобождение вне каких-либо определений, комментариев и описаний. Шакьямуни просто не отвечал на такие вопросы (громоподобное молчание Будды). Его (это состояние) можно только достичь.
    В ослабленном виде - например вкус торта, можно описывать его, нарисовать изделие, охать от восторга, но узнать его можно только съев...

  • Жили когда-то люди, которые понимали, что смерти нет. Это понимание было очень страшным, поэтому когда пришёл Гаутама и сказал :"Я знаю как умереть по-настоящему.", ему поверили и пошли за ним.
    Завидовать плохо.
    Я не умею верить.
    Я знаю - смерти нет.

  • Вам страшно?

  • Это кто ж так вас "просветил" относительно Будды? Будда учил, как можно пробудиться (отсюда и название) от плена иллюзий, избавиться от неведения, ведущего к круговороту жизней и смертей. Которые в свою очередь являются состояниями...
    Стремящиеся к смерти обычно большие жизнелюбы!
    :улыб:

Записей на странице:

Перейти в форум

Модераторы: