Еще касательно Москвы. 11 февраля 2015 г, во время «круглого стола» по проблемам регулирования численности бездомных собак и кошек, замглавы московского Департамента жилищно-коммунального хозяйства Наталия Кораблина сообщила, что численность БС в Москве сократилась в 15 (!) раз по сравнению с 2007 годом (вопрос конечно, какая такая статистика была использована?). Теперь безнадзорных животные будут пожизненно содержаться в приютах за счет бюджета (очередная удобная кормушка для заинтересованных лиц?).
Вопросы на засыпку: как это поможет решить саму проблему БЖ, точнее, как это поможет справиться с первопричиной? И сколько приютов нужно будет, чтобы собирать всех животных со всей столицы для пожизненного содержания (учитывая то, что процент пристроя из приютов довольно низок)?
Но вернемся к ситуации в других городах.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
И что же мы имеем в культурной столице страны? А ровно те же грабли! В СПб уже практически 10 лет идет программа ОСВ. И даже более того, был осуществлен некоторый творческий подход – на местном уровне были приняты следующие законодательные акты «Закон о домашних животных в Санкт-Петербурге от 2006 г», «О безнадзорных животных в Санкт-Петербурге», а так же «Постановление от 20 сентября 2005 г. N 1383 О концепции отношения к безнадзорным животным в Санкт-Петербурге».
Полностью приводить не буду – озвучу один особо выдающийся перл, а именно:
- наличие безнадзорных животных - это объективный процесс в современных социально-экономических условиях.
Т.е. вместо того, чтобы работать над общественным сознанием в сторону ответственности, наказывать за выбрасывание животных – в СПб нашли иной замечательный вариант: просто смириться с этим процессом, фактически легализовать бездомность и априори признать свою неспособность решить проблему (точнее, вообще отказаться от попыток ее решать). Видимо, слава стран третьего мира типа Индии не дает покоя.
Напрашивается мысль, что это все делается осознанно – чтобы проблема бездомных была всегда, и соответственно, можно было бы бесконечно пилить бюджет под разнообразнейшие программы типа ОСВ (при этом громко кричать, какие все гуманные и прогрессивные).
В итоге, получаем то, что получаем:
- Десять лет прошло, а проблема так и остается проблемой. Не удивительно, ведь борьбой с последствиями еще никому не удалось решить саму проблему. Реальной помощи животным не оказывается, и не будет оказано такими действиями.
- Процветает коррупция. Опыт Москвы оказался не показателен. Или все это намеренно?
- В СПб на данный момент наверное самое сильное сообщество ДХ в стране. Более того, вошло в практику, когда ДХ платят деньги (!) чтобы они приезжали и уничтожали животных!
Хотя, в законах СПб есть и очень хорошие пункты – о регистрации ДЖ (и даже БЖ). Но эта регистрация сама по себе не умаляет степени проблемы – нужны дополнительные законодательные условия (типа штрафов за выбрасывание животного). Получается противоречие – не понятно, то ли БЖ это норма, то ли не норма. В таких условиях выгода только для разного рода коррупционеров, больше ни для кого.
ПЕТРОЗАВОДСК
Теперь отправляемся в Карелию.
Не сложно догадаться, что тут так же доблестно продолжают неравную битву со следствием, а не с причиной. Однако методы борьбы другие (хотя ветряная мельница та же).
«Закон Республики Карелия О некоторых мероприятиях по защите населения от болезней, общих для человека и животных» был принят 17 октября 2013 года и вступил в силу 1 января 2014 года. Согласно этому закону, отлов-утилизация запрещается. Работа с БЖ производится исключительно с помощью БО, а именно: с размещением основной массы БЖ в «сети приютов» и эвтаназией некоторых категорий БЖ (получивших тяжелые травмы, переносчиков зоонозных заболеваний, агрессивных и т.д.).
Ну ладно, заменили ОСВ на БО – но что мы все-таки получаем?
1)Где эта самая «сеть приютов», куда планируется поместить тысячи БЖ? Насколько я знаю, на данный момент в Петрозаводске для этих целей построено… целый 1 приют на 200 животных! Планируется второй. А третий будет ли? Это же все стоит денег (и не малых, и не для разового выделения – а будет требовать постоянно) – а сейчас кризис, где их столько взять?
2)Почему опять не прописаны никакие меры влияния на владельцев ДЖ (кроме регистрации)? Да будь метод отлова БЖ хоть самым гуманным и самым эффективным на свете – если не сокращается приток БЖ со стороны ДЖ, это все не кончится никогда.
Да, на лицо попытки учесть прошлые ошибки и сделать как-то иначе. Но! Опять все получается «как всегда».
ХАРЬКОВ
Перенесемся на Украину. Что же там такого интересного?
А много чего. Во-первых, на Украине более прогрессивное законодательство в отношении ДЖ и БЖ (сам закон я приведу). Это законодательство предусматривает:
- более развернутое понимание «жестокого обращения с животными»
- регламентирована регистрация
- владельцы ДЖ обязаны предотвращать неконтролируемое воспроизводство
- законодательно закреплено просвещение и пропаганда в отношении ответственного отношения к животным
- обязателен общественный контроль за соблюдением всех норм закона (в том числе, наличие специальных общественных инспекторов по данному вопросу)
- за нарушение закона предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность.
Кроме того, конкретно по Харькову – реализован проект частно-коммунальной службы по регуляции популяции БЖ по «европейскому образцу». Это «Центр Обращения с Животными», он работает с 01.11.12г.
Что этот «ЦОЖ» делает:
- осуществляет БО (и небольшой процент ОСВ в случае кошек) на территории Харькова
- проводит кастрацию/стерилизацию по социальным ценам
- ведет регистрацию животных
- осуществляет ветеринарные услуги для населения и для БЖ (есть врачи и оборудование)
- проводит различные акции, конференции, а так же ведет пропаганду в плане ответственного отношения к животным
- и т.д. и т.п.
По предоставленной информации, на территории «Центра» одновременно может содержаться 600 собак и 80 кошек. И еще уточню, что поскольку это в какой-то степени коммерческое предприятие – часть своего содержания они компенсируют за счет установления минимальных (социальных) цен на услуги (кроме стерилизации – это регистрация/чипирование, иные ветуслуги, пристрой животных из приюта).
Конечно же, как всегда сложно оценить эффективность работы структуры, поскольку подсчет БЖ (и собственно ДЖ) до определенного времени не велся, да и потом получение корректных цифр довольно затруднено. Но судя по предоставляемым данным (в частности, от британской зоозащитной организации «Нейчервотч» (NATUREWATCH) за 2013 г.) – получается снижение количества БЖ на 40% с допускаемой погрешностью на 20%; так же по косвенным данным так же идет снижение – по покусам примерно те же цифры.
«ЦОЖ» существует и действует (плюс сопутствующие программы) – и это в стране, где кризис и война.
На самом деле, не хотелось бы, чтобы это выглядело как своего рода реклама (все же считаю, что трудно оценить дистанционно всю ситуацию и надо стараться оценивать без лишних эмоций, а наоборот рассмотреть как можно более пристально; вполне возможно все совсем не так уж замечательно, в частности могут возникнуть вопросы по приведенному мною отчету "ЦОЖ"). Просто интересно сравнить – как делают у нас, и как делают у них. Разница подходов заставляет крепко задуматься, правда?
Итак, приведу следующие документы:
1) Закон республики Карелия
2) Закон Украины о животных
3) Буклетик "ЦОЖ" (к сожалению, сам файл pdf не загрузился - весит немного больше разрешенного, поэтому вынужден дать ссылку
бяк )
4) Отчет "ЦОЖ" о своей деятельности в 2014 г.