ВОСКРЕСЕНЬЕ (Старый стиль 28 мая/Новый стиль 10 июня)
Неделя 2-я по Пятидесятнице.
Всех святых, в земле Русской просиявших.
Апостольский пост
Постный календарь. Глас 1-й
Прп. Никиты исп., епископа Халкидонского (IX); свт. Игна́тия Ростовского, епископа (1288); прп. Елены Дивеевской (Мантуровой) (1832).
Свт. Геро́нтия, митрополита Московского и всея России (1489); сщмч. Евти́хия, епископа Мелитинского (I); мц. Еликони́ды Солунской (Фессалоникийской) (244); сщмч. Елла́дия, епископа Восточного (VI–VII); свт. Ге́рмана Парижского, епископа (576); Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших (переходящее празднование в Неделю 2-ю по Пятидесятнице).
Прмчч. Макария (Моржова), иеромонаха, Диони́сия (Петушкова), схимонаха, сщмч. Николая Аристова, диакона, мчч. Игна́тия Маркова и Петра Юдина (1931); прписп. Ира́клия (Мотяха), схимонаха (1937); прмц. Гермоге́ны (Кадомцевой), монахини (1942).
Икон Божией Матери: Никейская (Бысть Чрево Твое Святая Трапеза) (304); Антиохийская; Галичская (Чухломская) (1350).
ИСТОРИЯ:
Икона Божией Матери Никейская (Бысть Чрево Твое Святая Трапеза)
Показать скрытый текстИкона Божией Матери Никейская прославилась в 304 году. Во время осады Амиром города Никеи, находившегося в Малой Азии, некто Константин, увидев икону Божией Матери, схватил камень, бросил в икону и затем начал попирать ногами. Ночью святотатцу явилась во сне Богородица и сказала: «Ты учинил великое поругание Мне. Знай, что ты сделал это себе на погибель». Наказание последовало незамедлительно. Во время сражения он был внезапно поражен в голову камнем и пал бездыханным.
Об этом событии было рассказано отцам Первого Вселенского Собора (325 г.), которые установили петь пред этой иконою Богородицы песнопение: «Бысть чрево Твое Святая Трапеза».
Скрыть текст
Икона Богородицы Антиохийская
Показать скрытый текстАнтиохийская икона (празд. 23 марта, 28 мая), время и место явления неизвестны. В «Росписи святым иконам Божией Матери» помечено: «Антиохийская лета 580»; эта же дата появляется и на некоторых гравюрах. Известна лишь по поздним гравюрам и минейным иконам, в частности по «Минее годовой с чудотворными иконами Богоматери» 2-й половины XIX в. (ГТГ), где Богоматерь изображена с Младенцем на левой руке (Аксиократуса), Которого она поддерживает, склонившись к нему. Младенец обращен к предстоящим, правой рукой благословляет, левая рука без свитка. Н. П. Кондаков полагал, что древняя Антиохийская икона близка по иконографическому типу Богоматери Одигитрии, по сообщению Никифора Каллиста, также вывезенной из Антиохии. Исследователь предположил, что под именем Антиохийской иконы могла почитаться другая икона, напр. Сайднайская, на которой Богоматерь изображалась с полулежащим младенцем на левой руке. Списками с древней Антиохийской иконы Кондаков был склонен считать несколько образов Богоматери с полулежащим младенцем византийского времени: мозаику кафоликона Осиос Лукас в Фокиде, 30-е гг. XI в.; рельеф артосной панагии из монастыря св. Пантелеимона на Афоне, XIV в. (?); 2 рельефа в соборе Сан-Марко в Венеции XIII и XIV вв.; мозаику конца XIII в. в церкви Санта-Мария ин Арачели в Риме. Он полагал, что в позднейших переводах чтимой иконы воспроизводились ее греко-италийские копии.
Скрыть текст
Икона Богородицы Галичская (Чухломская)
Показать скрытый текстИкона Божией Матери Галичская-Чухломская «Умиление» явилась в 1350 году преподобному Авраамию Галичскому, пришедшему для подвигов на Север по благословению преподобного Сергия Радонежского. На пустынном берегу Галичского озера около большой горы, покрытой дремучим лесом, он обратился с молитвой к Божией Матери, испрашивая благословение на подвиг. После молитвы Преподобный присел отдохнуть и вдруг увидел на соседней горе яркий свет и услышал голос: «Авраамий, взойди на гору, где стоит икона Моей Матери». Преподобный поднялся на гору, где сиял свет, и, действительно, обнаружил на дереве икону Божией Матери с Предвечным Младенцем. С умилением и благодарением Господу принял святой подвижник явленный образ и, укрепляемый молитвами Пресвятой Богородицы, построил на благословенном месте часовню, в которую перенес икону. Через некоторое время Галичский князь Димитрий Феодорович, узнав о пришествии старца, обратился к нему с просьбой принести икону. Преподобный Авраамий переплыл на ладье Галичское озеро и, сопровождаемый духовенством и множеством народа, перенес чудотворный образ в соборный храм города Галича. В этот день от иконы исцелились многочисленные болящие. Когда преподобный Авраамий рассказал о явлении иконы, князь пожертвовал деньги на строительство монастыря. Вскоре была выстроена церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, вокруг которой возник монастырь. Впоследствии преподобный Авраамий основал еще несколько монастырей, последним из основанных был Чухломский, неподалеку от города Чухломы. По названию этой обители подвижника стали именовать Чухломским, а чудотворной иконе усвоено название Галичская-Чухломская. Празднование этой иконе совершается также 28 мая и 15 августа.
Скрыть текст
МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(Рим.2:10–16; Мф.4:18–23)
Позвал Господь Петра и Андрея, и они тотчас, оставя все, пошли за Ним. Позвал Он Иакова и Иоанна, и они тоже тотчас оставили все и пошли за Господом. Отчего же они так скоро и охотно пошли? Оттого, что увидали лучшее. Таков уж закон у нас в душе, что, узнав и вкусив лучшее, она отвращается от худшего и бросает его. Тут совершается то же, что потом Господь изобразил в притче о сокровище, сокрытом на селе, и о бисере многоценном. Это сокровище и бисер – вера в Господа и общение с Ним по силе веры.
Обладателями этого мы нарицаемся еще в крещении. Отчего же мы так мало ценим такое сокровище и, мало ценя, меняем на пустошь? Оттого, что во время воспитания не вводят нас во вкус этого сокровища, и оно становится чуждо нашему сердцу. Сердце наше не знает этого лучшего. Оно знает только, что из нехорошего меньше нехорошо и что больше, и на этом основывает свой взгляд.
Тут причина вся, отчего иных зовет Господь и они идут, а мы, и призванные, бежим от Него.
ПРИТЧА ДНЯ
К деду в деревню приехал внук:
— Дед, все мне у вас нравится, да только девушки все в длинных юбках, в платках, больно скучно.
Дед вынул из кармана две конфетки. Одна была в фантике, другая без.
— Какую выберешь, внучок?
— В фантике, конечно.
— А почему?
— Она чище.
— Ну вот и с девушками так же.
Знамя Победы над Рейхстагом является официальным символом победы советского народа и его Вооружённых Сил над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов.