142. Заключение Министерства внутренних дел (хозяйственный департамент МВД) по вопросу об образовании из посёлка Ново-Николаевского городского поселения.

18 ноября 1903 г. Исх. № 233

Изложение дела.

В силу быстрого роста возникшего в 1894 г. на земле Кабинета Его Императорского Величества, в Томском уезде Томской губернии, на берегу р. Оби, при пересечении её Сибирскою железною дорогою, Ново-Николаевского посёлка, и сильного развития в нём торгово-промышленной деятельности, в 1897 г. возбуждён был вопрос о преобразовании его в посад или город <...>.

По населённости своей посёлок занимает уже третье место в Томской губернии (после Томска и Барнаула) и шестое место среди всех городов Западной Сибири.


В 1902 г. в посёлке числилось
- 226 разных торгово-промышленных заведений,
- годовой оборот коих исчислялся по данным податной инспекции в 2 427 815 р.

В посёлке

- два раза в неделю бывает базар (на двух торговых площадях) и
- ежегодная, с 1-20 декабря, ярмарка.

В Ново-Николаевске находятся

- две церкви,
- управление Томского имения Кабинета Его Величества,
- почтово-телеграфная станция,
- камера мирового судьи,
- военно-остановочный пункт,
- переселенческое управление (врачебно-питательный пункт) и

имеют постоянное пребывание:

- крестьянский начальник,
- чины податной инспекции и акцизного ведомства,
- местная воинская команда, а равно
- несколько транспортных и торгово-промышленных контор, агентур и проч.

в пользу прочного в будущем роста посёлка в торгово-промышленном отношении говорят данные о количестве грузов, получаемых и отправляемых станцией Обь по Сибирской железной дороге. <...>

Вышеприведённые данные свидетельствуют, что в настоящее время торговое значение посёлка Ново-Николаевского, как весьма важного транзитного пункта между Алтаем и Востоком России, вполне выяснилось <...>.


В статьях Городового Положения 1892 г. указаны <...> те основания, которые были приняты Министерством внутренних дел при разрешении вопроса об организации полной или упрощённой формы городского устройства на началах нового Городового положения по отношению к каждому городскому поселению в отдельности, а равно и объяснены причины к установлению таких оснований; последними послужили, помимо данных об экономическом положении города его торгово- промышленной жизни, составе и занятиях населения, и условия формального характера, т. е. городской бюджет и число избирателей, в том смысле, что при наличности менее 45-50 избирателей и при величине ежегодного городского дохода не свыше 15 000-20 000 р. признавалось соответственным ввести в городском поселении упрощённое управление.

При этом обращено было внимание на то, что вышесказанные признаки, при разнообразии бытовых и экономических условий городских поселений Империи, могут иметь лишь относительное значение, и что отступления от них в ту или другую сторону при разрешении вопроса, к каким городам могут быть применены правила об упрощённом управлении, вызываются иногда самыми разнообразными условиями местной городской жизни, включение коих в строго определённые систематические рамки не представляется возможным.

Закон.

<...> Свод зак[онов] Т. 2 Городовое положение, изд. 1892 г. ст. 22.

В тех городских поселениях, в которых применение правил сего положения в полном их объёме признано будет невозможным по недостаточности городских средств, свойству занятий населения и степени развития торговли и промыслов, вводится упрощённое общественное управление на основании правил, при сём приложенных.

Такие поселения поименовываются в особом расписании.

Предположения Министра Внутренних Дел о включении отдельных городов в сие расписание и об исключении их из оного утверждаются Высочайшею властью, по положениям Комитета Министров.

В расписание это не подлежат внесению губернские города.

Приложение к ст. 22.

Правила об упрощённом городском общественном управлении.
Ст. 1. В городских поселениях, в коих введено упрощённое управление, учреждается, взамен городской думы, собрание городских уполномоченных, в числе от 12 до 15 лиц.
Примечание.

Ближайшее определение числа уполномоченных в отдельных городских поселениях предоставлено губернатору.


Ст. 2. Уполномоченные избираются сходом местных домохозяев, под руководством лица, назначенного губернатором из состава лиц, владеющих недвижимым имуществом, стоимостью по установленной для взимания оценочного сбора оценке, не менее 100 р. уполномоченные вступают в отправление своих обязанностей по принятии установленной присяги.
Ст. 3. Собрание уполномоченных обсуждает дела, поименованные в пп. 1-11,12 (а и б), 13-15, 19 и 21 ст. 63 сего положения, и действует именем городского сообщества во всех случаях, когда требуется по закону постановление общественного приговора. Для законности приговора собрания требуется присутствие не менее двух третей его членов и принятие решения большинством голосов присутствующих.

Примечание. В установленные по общественному управлению должности могут быть избираемы только местные жители.

Соображения и заключение Министра внутренних дел.

В виду приведённых данных, необходимо признать, что население пос. Ново-Николаевского, равно как торговля и промышленность его, в настоящее время настолько возросли, что оставление этого посёлка в прежнем положении без всякого устройства и управления является невозможным.

Выгодное положение пос. Ново-Николаевского на берегу р. Оби при железнодорожной узловой станции, ставит посёлок в исключительно благоприятное положение в отношении роста его благосостояния, которое, однако, может развиваться лишь при условии учреждения в посёлке правильного хозяйственного управления.

Осуществление этой меры ныне представляется тем более возможным, что будущий город в земельном отношении является вполне обеспеченным приведённым Высочайшим повелением 13 февраля сего года.

На основании сего и согласно с заключением министров Императорского Двора и Финансов, Министр внутренних дел полагал бы:

I. Поселение Ново-Николаевск при станции Левая Обь («Левая Обь» - ошибка, допущенная МВД и перешедшая затем во все документы), в Томском уезде Томской губернии, возвести на степень безуездного города того же наименования, в пределах ныне занимаемой посёлком селитебной площади в 1153 дес. 1920 кв. саж. и отведённых по Высочайшему повелению 13 февраля сего года выгонных земель, в количестве около 4412 дес. 1728 кв. саж., с тем, чтобы все означенные земли, за исключением тех из них, кои предоставлены в собственность Ново-Николаевска приведённым Высочайшим повелением, оставались полной собственностью лиц и установлений, ранее приобретших таковые на законном основании.

II. Предоставить Министру Внутренних дел сделать распоряжение:

а) о введении в пос. Новониколаевске общественного управления по городовому положению 1892 г. в упрощённом виде на основаниях, указанных в приложении к ст. 22 сего положения и

б) о производстве оценки недвижимых имуществ в городе, для определения прав их владельцев на участие в первоначальном сходе домохозяев, чрез особую избранную владельцами недвижимых имуществ из своей среды оценочную комиссию под председательством лица, назначенного Томским губернатором.

Об изложенном, по руководству ст. 24 учреждения] Ком[итета] Министров] и ст. 22 гор[одового] положения], Министр Внутренних дел имеет честь представить на благоусмотрение Комитета Министров с приложением плана.


Подписал: Министр Внутренних дел, статс-секретарь Плеве.


Скрепил: исполняющий обязанности директора Крыжановский.


РГИА. Ф. 468. Оп. 27. Д. 440. Л. 244-249. Подлинник. Типографская печать.


©История города Ново-Николаевска (1893—1908)_Сборник документов_Новосибирск_Новосибирский издательский дом_2020_370с
Приложенные файлы