Мы всегда тратили мало средств на гужевые дороги. Наши дороги не трудоспособны. А между тем гужевые дороги для России весьма необходимы. Богатый опыт других стран, а в особенности Америки, должен быть нами учтён. Нужно улучшать и строить пути сообщения.
Показать скрытый текстК вопросу о наших гужевых путях
Мы всегда тратили мало средств на гужевые дороги. Наши дороги не трудоспособны. А между тем гужевые дороги для России весьма необходимы. Богатый опыт других стран, а в особенности Америки, должен быть нами учтён. Нужно улучшать и строить пути сообщения.
Гужевые пути заграницей.
Как ни отстало у нас от жизненных потребностей страны строительство всех видов путей сообщения, но в особенно печальном положении находятся гужевые пути республики.
Отжившее правительство, вообще не совсем охотно тратившей деньги на увеличение и улучшение сети наших путей сообщения, в отношении гужевых дорог дошло до курьеза.
Оно тратило на содержание одной версты гужевой дороги 2 р. 80 к. в год, между тем как заграницей на ту-же цель тратятся значительно большие суммы, а именно:
С—А. Штаты тратят 35 р. на версту в год
Франция тратят 123 р. на версту в год
Пруссия тратят 547 р. на версту в год
Англия тратят 421 р. на версту в год
Гужевые пути в России.
Неудивительно поэтому, что а то время. как за границей гужевые пути великолепно выполняют свое назначение, наши дорога во время распутицы теряют 75—90 проц. своей грузопропускной способности, бывают не проезжи в некоторых местах 6—7 месяцев в году и, не только не выполняют предъявляемых к ним требований, но даже служат тормозом к развитию экономической жизни России.
Значение гужевых путей для промышленности.
А, между тем значание гужевых путей для русской промышленной жизни огромно и не только теперь, но и в будущем, когда вся республика покроется значительно более густой сетью жалезных дорог, а наши водные пути будут приспособлены к дальним массовым перевозкам дешевых грузов.
При существующей сети железных дорог, среднее расстояние подвоза к ним для дальнейшего направления грузов в места потребления, исчисляется 50 вёрст каковые и падают ня гужевые пути. Известно тякже, что средняя стоимость пуда версты груза . исчисляется 0,5 коп. и следовательно для того, чтобы груз попал от места его производства на станцию железной дороги требуется затратить 25 коп. за пуд.
А ведь Россия есть и надолго еще будет страной производства малоценных грузов хлеба, леса и ископаемых и для них-то именно накладной расход в 25 к. расход другими словами в 40...50 и более
процентов себестоимости, это такая величина, которая заставляет призадуматься серьезно над этим вопросом.
Наиболее оптимистически настроенные знатоки дорожного дела считают необходимым и возможным увеличение сети наших дорог к 1930 г. вдвое, что даст возможность сократить подвоз к железной дороге до 25 верст, но даже и при таком положении дела гужевые пути все еще будут иметь большое влияние на величину общих накладных расходов и не утратят своего значение.
Значение гужа для Сибири.
Для некоторых местностей России, а особенно для Сибири, гужевые пути призваны играть и еще большую роль чем служить лишь подъездными путями к магистралям, хотя и в последнем их роль громадна.
Никто, конечно, не станет строить железную дорогу или улучшать водный путь, если ожидаемый грузооборот по ним не может достигнуть той высокой цифры, при которой покроется расход на содержание и амортизацию этих путей. Даже и в том случае, когда при полном развитии края оживляемого путями сообщения, можно ожидать через несколько лет (десятилетий) погашения всех произведенных на улучшение путей сообщения затрат, то и тогда следует задуматься не лучше-ли перейти, с точка зрения экономики страны, на первое время и более дешевым, гужевым путям сообщения и только при достижении уже из местной степени развития края, перейти к путях более мощным, но и более дорогим.
Вот из этих-то соображений, вытекает и еще одна, чрезвычайно важная роль гужевых дорог республики—служить магистральными путями для тех местностей где экономическая жизнь не достигла, того высокого развития, при котором возможно безубыточное сооружение железных дорог.
Опыт Америки.
Опыт Америки показал, что при надлежащем оборудовании и устройства гужевых дорог, даже такой дешевый продукт как хлеб, выдерживает по гужевым путям перевозку до 400 верст, откуда следует, что эти пути могут конкурировать с железными дорогами в смысле сравнения стоимости пудо-версты груза на тех и на других путях.
Достигается это введением механической тяги на гужевых сообщениях. У нас в России обидно мало уделено внимания применению механической тяги при гужевых перевозках, между тем как заграницей в этом отношении получены весьма крупные результаты. Там введено и быстрое грузовое автомобильное движение по гужевым путям, и тракторное.
Для республики, особенно для Сибири, применение тракторной силы имеет особенно важное значение, так как свойства перевозок путем тракторов—небольшая скорость, но большая дешевизна как раз именно те, которые в Сибири нужны для перевозка такого дешевого продукта как хлеб.
Надо использовать чужой опыт.
И нам, при ожидающемся подъеме строительства наших путей сообщения, следует отчетливо запомнить произведенные опыты более культурных стран, в смысле замены дорого стоящих железнодорожных линий, более дешевыми гужевыми путями с механической тягой в тех местах, где грузовое движение еще не доросло до той величины, при которой возможно железнодорожное строительство, как следует помнить и то, что гужевые пути никогда не потеряют своего значения, как-бы не были развиты остальные виды путей сообщения.
Да и мало только помнить о гужевых путях, надо и улучшать их и строить магистральные гужевые дороги там где нужно именно теперь, когда направляются все силы на подъем сельского хозяйства, на разработку естественных богатств и на восстановление промышленности.
Кто же и зачем будет.. разрабатывать недра, заготавливать лес и обрабатывать землю, если не представить возможности подвоза всех этих грузов попавшим гужевым путям за дешёвую цену и во всякое время года, до путей магистральных продвигающих эти грузы на общероссийский или мировой рынок?
Поставленный вопрос ещё раз подчеркивает срочную необходимость покончить с Российским бездорожьем, методам борьбы с ним и практическим мероприятиям и этой области будут посвящены особые статья,
Инж С. Журавлёв.
Советская Сибирь, №167, от 28.7.1922
Скрыть текст