13.Переселенцы въ Западной Сибири.
Много въ Сибири такого народа, который и добровольно переселился туда изъ-за Уральскихъ горъ, изъ Россіи. Такіе зовутся переселенцами „новоселами", а сибиряки зовутъ ихъ „рассейскими" или „самоходами", потому что эти идутъ изъ Россіи по своей волѣ.
Переселенцевъ идетъ въ Западную Сибирь много, особенно за послѣдніе годы. Съ 1861 года, то есть послѣ того, какъ крестьяне были освобождены отъ крѣпостного права, переселилось за Уральскія горы много болѣе двухъ милліоновъ человѣкъ. Только въ послѣднія два десятилѣтія переселилось около 2 милліоновъ человѣкъ. По учету чиновниковъ, съ 1885 года по 1903 годъ переселилось въ Сибирь 1.900,000 человѣкъ. Во время войны съ Японіей переселеніе въ Сибирь было пріостановлено, а въ 1906 году по 1 сентября прошло въ Сибирь 96 тысячъ душъ. Но никогда еще ихъ такъ много не шло въ Сибирь, какъ въ 1907 году: за первые четыре мѣсяца—съ 1 января по 10 мая 1907 года прошло 280 тысячъ душъ обоего пола. Нужно сказать, что и во время войны притокъ переселенцевъ все-таки не остановился: несмотря на запрещеніе начальства, немало переселенцевъ ушло тогда въ Сибирь по паспортамъ, подъ видомъ идущихъ на заработки. Сказать, сколько всего водворилось въ Сибири переселенцевъ хотя бы съ 1861 года, нѣтъ рѣшительно никакой возможности. Больше всего переселенцы шли въ губернію Томскую, въ округа Каинскій, Томскій, Маріинскій, а также на Алтай— въ уѣзды Бійскій и Барнаульскій, а отчасти также и въ Кузнецкій и Змѣиногорскій. Эти-то четыре уѣзда и составляютъ, какъ сказано, вмѣстѣ съ частью Томскаго, Алтайскій округъ. Много переселенцевъ шло въ послѣдніе годы и въ Степной край, въ области Акмолинскую и Семипалатинскую, гдѣ и селились на киргизскихъ земляхъ. Въ Тобольскую губернію переселенцы шли въ Ишимскій, Тарскій и Тюкалинскій уѣзды.
Переселенцы идутъ въ Сибирь изъ разныхъ губерній, чуть ли не изо всѣхъ. Больше же всего—изъ среднихъ губерній, особенно Курской; много есть изъ Харьковской, Полтавской и Черниговской. Отсюда переселяются хохлы. Есть и пермскіе, и вятскіе, и тамбовскіе, и воронежскіе. Меньше всего народа идетъ изъ губерній балтійскихъ, юго-западныхъ и привислинскихъ (польскихъ). А больше всего народа на Алтай переселилось изъ губерніи Тамбовской, потомъ Курской, потомъ Воронежской, Пермской, Рязанской, Вятской. А меньше всего изъ Московской, Калужской, Тверской, Смоленской, Петербургской, Псковской. Словомъ, на Алтаѣ можно встрѣтить народъ изъ всѣхъ губерній, а изъ нѣкоторыхъ даже очень много народа. Можно въ одномъ и томъ же поселкѣ встрѣтить переселенцевъ изъ 5—6, а то и изъ 10 и болѣе губерній. „У насъ разногуберщина!" говорятъ сами переселенцы о такихъ поселеніяхъ. А въ нѣкоторыхъ мѣстахъ земляки держатся больше кучами. Такъ, напримѣръ, много курянъ сбилось въ Бурлинской волости, тульскіе—въ волости Верхне-Чумышской.
Переселенцы идутъ за Уральскія горы, оставляютъ родныя мѣста и отеческія могилы, идутъ искать лучшихъ мѣстъ, лучшей жизни. Очень много среди нихъ бѣдноты,— даже больше всего бѣдноты. Сколько они горя терпятъ и сколько слезъ проливаютъ на дорогѣ и на новыхъ мѣстахъ, о томъ будетъ дальше разсказано. Есть среди нихъ такіе, которымъ нужно было переселяться, а есть и такіе, которые и дома могли бы остаться, а пустились въ дорогу—и накликали на себя горе. Переселеніе—дѣло важное. Съ такимъ дѣломъ, если его плохо исполнить, и себя можно легко погубить да и всю семью навѣки сдѣлать несчастной. Чтобы рѣшиться на это дѣло, нужно подумать да подумать. Только, къ сожалѣнію, не всѣ думаютъ, невсѣ относятся къ переселенію съ должнымъ вниманіемъ. Иные переселяются, сами не зная хорошенько, —куда.
Чтобы переселяться на новыя мѣста, нужно прежде всего хорошенько раздумать вотъ о чемъ.
Во-первыхъ, нужно ли переселяться? Если дѣла стали плохи, нельзя ли ихъ поправить, оставшись на родинѣ?
Во-вторыхъ, нужно знать, какъ приступить къ переселеніямъ, какъ разузнать, что за земли въ Сибири, по какой дорогѣ туда итти, много ли денегъ нужно для переселенія. Словомъ, нужно знать многое, чего не всѣ переселенцы знаютъ и оттого терпятъ одно только горе.
Иной разъ кажется, что безъ переселенія никакъ обойтись нельзя. Думая такъ, нерѣдко забываютъ, что, пустившись переселяться, легко потерять и то, что имѣешь, да и лучшаго не добьешься. А тогда на родинѣ еще жить будетъ хуже. Вотъ что говоритъ одинъ бывалый человѣкъ, видавшій на своемъ вѣку много переселенцевъ и помогавшій имъ устраиваться на новыхъ мѣстахъ:
„
Переселяться въ незнакомую страну нужно очень осмотрительно и осторожно. Кто думаетъ, что Сибирь—земной рай, тотъ легко можетъ накликать на себя горе и зло. Вѣроятно, во всѣхъ внутреннихъ губерніяхъ, откуда выходятъ переселенцы, появлялись и переселенцы обратные. Эти обратные, разоривши свое хозяйство, распродавши домишки и даже надѣльныя земли, ушли было въ Сибирь, а потомъ и вернулись на родину оборванные, голодные, нищіе. Раньше въ своемъ мѣстѣ они хоть и бѣдно жили, а все-таки перебивались съ хлѣба на квасъ, имѣли домашній кровъ, и скотинку, и хлѣбъ въ урожайные годы, и подати кое-какъ платили; какъ-никакъ, а были сами хозяева, теперь же они стали совсѣмъ бездомовными и безпріютными нищими; имъ только и остается вѣчно быть батраками и мыкаться по бѣлу свѣту".
Обратныхъ переселенцевъ теперь съ каждымъ годомъ больше и больше, а это значитъ, что съ каждымъ годомъ все труднѣе и труднѣе переселенцамъ находить подходящія земли и устраиваться на нихъ. Прежде изъ ста переселенцевъ возвращалось 3 — 4 человѣка, а въ послѣдніе годы 30—35 и болѣе человѣкъ, а въ 1901 году даже болѣе 42 человѣкъ изъ каждой сотни переселенцевъ вернулось обратно въ Россію. За шесть лѣтъ—съ 1897 по 1902годъ — возвратилось изъ Сибири, по учету чиновниковъ, 28 тысячъ семействъ или 170 тысячъ душъ. Иначе говоря, изъ переселившихся за эти шесть лѣтъ въ Сибирь четвертая часть возвратилась обратно, не найдя здѣсь того, что искали. Послѣ японской войны за первые 8 мѣсяцевъ 1906 года вернулось болѣе шести тысячъ душъ.
Что въ Сибири устроиться трудно и съ каждымъ годомъ все труднѣе, это видно изъ того, сколько ходоковъ возвращаются изъ Сибири, не находя здѣсь для своихъ довѣрителей подходящихъ для поселенія мѣстъ. Въ 1895 году изъ каждыхъ 100 ходоковъ въ Сибирь нашли себѣ землю только 55 человѣкъ; въ слѣдующіе три года—1896, 1897 и 1898— уже изъ каждой сотни ходоковъ находили землю только 37, а потомъ и 30 человѣкъ; въ слѣдующіе четыре года изъ каждой сотни ходоковъ находили землю 19, а потомъ 28 человѣкъ. Въ 1906 году за 8 мѣсяцевъ изъ каждой сотни ходоковъ нашли землю только 35. Изъ этого видно, что большая часть ходоковъ, затративъ много времени, израсходовавшись въ поѣздкахъ въ Сибирь, все же не нашла тамъ для себя ничего и ни съ чѣмъ возвратилась обратно.
Вообще всякій, кто думаетъ о переселеніи въ Сибирь, долженъ помнить, что найти для себя удобное мѣсто для водворенія въ Сибири очень трудно, и нужно думать каждому, что онъ скорѣе не найдетъ подходящихъ для себя земель, чѣмъ найдетъ ихъ въ Сибири, а потому
переселяться въ Сибирь на поселеніе можно только тогда, когда никакого другого выхода для человѣка уже и нѣтъ, когда безъ переселенія ему иначе уже никакъ не прожить. Остальное будет
тут