Жители южнокорейского города Сонгдо, в часе езды от Сеула, уже живут в будущем. У каждого из них есть смарт-карта, с помощью которой можно оплачивать проезд в общественном транспорте и парковку, ходить в кино или брать напрокат велосипед. Они почти не стоят в пробках: все автомобили оборудованы специальными радиомаркерами, позволяющими быстро выявить скопление машин, а сеть датчиков под дорожным покрытием определяет плотность потока транспорта и подстраивает сигналы светофора. Пневматические мусоропроводы в жилых домах Сонгдо автоматически высасывают из квартир мусор и сортируют бытовые отходы, часть из которых будет переработана и использована для получения возобновляемой энергии.
Сонгдо – один из примеров «умных городов» спроектированных и построенных с нуля. Еще в 2000 году на его месте была песчаная отмель в Желтом море с несколькими рыбацкими постройками. Три года спустя власти Южной Кореи засыпали туда 500 млн тонн песка, чтобы построить бизнес-район неподалеку от аэропорта Сеула; к 2014-му население нового города превысило 70 тыс. человек, а количество вложенных средств перевалило за $35 млрд. Город стал экономической зоной с привлекательными условиями для бизнеса, а также моделью для развития «умных» городов во всем мире.
Показать скрытый текстУже сегодня каждый второй на планете – городской житель, а к 2050 году, по подсчетам ООН, в городах будет сконцентрировано более 67% населения Земли – 6,3 млрд человек. Из-за растущей урбанизации городам будущего придется справляться с большим количеством вызовов – таких, как нехватка бытовых удобств, стареющая инфраструктура, растущий трафик, загрязнение и социальный дискомфорт. Помочь бороться с этими проблемами должны информационные технологии и интернет вещей: появятся решения, которые объединят различные городские департаменты, учебные заведения, транспорт, больницы, электростанции, водопровод и канализацию в единую сеть систем городского управления. С помощью сенсоров и систем мониторинга в реальном времени будут собираться и анализироваться большие объемы данных, что позволит управлять городами более эффективно и повышать качество жизни в городской среде. В Москве элементы «умного города» уже позволяют раскрывать преступления и контролировать дорожное движение, а в более «продвинутых» городах с помощью данных с датчиков регулируется практически вся городская инфраструктура – от освещения и качества воздуха до водоснабжения и сбора мусора.
67%
НАСЕЛЕНИЯ ЗЕМЛИ (6,3 МЛРД ЧЕЛОВЕК) К 2050 ГОДУ, ПО ПОДСЧЁТАМ ООН, БУДЕТ СКОНЦЕНТРИРОВАНО В ГОРОДАХ
В «умных городах» технологии будут проникать практически во все сферы государственной и общественной жизни, позволяя горожанам эффективно управлять средой обитания, начиная от «умных» домов, которые автоматически контролируют подачу тепла и электроэнергии, температуру и влажность воздуха, и заканчивая взаимодействием с бизнесом и городскими службами. Город становится «системой систем», основанной на данных, оптимизированной и интегрированной на каждом из уровней – от индивидуальных устройств до зданий, городов и целых регионов, считает профессор MIT Уильям Митчел.
По прогнозу исследовательской компании IHS, к 2025 году в мире как минимум 88 городов будут «умными». (В 2013 году таких было только 21; аналитики этой компании относят к «умным» города, в которых внедрены или тестируются интегрированные информационные, коммуникационные и технологические решения в трех и более сферах жизни).
У многих современных городов уже есть стратегии по внедрению таких технологий. Так, в Амстердаме в 2009 году приняли стратегию Smart City Initiative, она включает проекты и мобильные приложения, разработанные как правительством, так и частными компаниями и даже самими горожанами. Например, благодаря использованию «умных» энергосберегающих светодиодных ламп в фонарях тратится меньше электроэнергии в районах, где мало пешеходов, а один из жителей разработал и интегрировал в городскую систему приложение Mobypark, которое позволяет владельцам парковочных мест сдавать их другим автовладельцам за почасовую оплату. Власти Нидерландов выделили 70 млн евро на развитие интеллектуальной дорожной инфраструктуры, в рамках которой автомобили будут взаимодействовать между собой и получать сигналы светофора и советы по объезду пробок на основе ситуации на дороге.
70 млн евро
ВЛАСТИ ГОЛЛАНДИИ ВЫДЕЛИЛИ НА РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
В шведском Мальмё планируется к 2020 году добиться нулевого баланса выбросов углерода, а к 2030-му полностью функционировать за счет возобновляемой энергии. К похожему результату пытаются прийти в 2025 году власти Масдара, недавно построенного и пока не заселенного города в ОАЭ, который поддерживает низкий уровень выброса углеродов благодаря солнечной энергии.
Новые технологии проникают даже в трущобы. Например, в Стелленбоше, неподалеку от Кейптауна, дома получают электричество из вмонтированных в крыши солнечных панелей, а жители могут оплачивать счета за электроэнергию через мобильные приложения.
В Москве тоже уже работают элементы «умного города». Например, интеллектуальные транспортные системы (в их число входят мобильные приложения вроде «Яндекс.Транспорт» или остановки с экранами, на которых написано о приближении транспорта), а также система госуслуг, включающая около 200 городских мобильных и онлайн-сервисов.
75%
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА БУДЕТ ПРИХОДИТЬСЯ НА ГОРОДА
Именно на города будет приходиться основной экономический рост – до 70–75% ВВП стран, что означает большие объемы парниковых газов. В этой связи остро встанет вопрос экологии. Инфраструктура «умных городов» будет включать системы для экономии энергии и переработки отходов. Первые будут использовать смарт-гриды – интеллектуальные энергосети, которые собирают информацию об энергопотреблении и позволяют распределять электроэнергию более эффективно. Вторые включают множество вариантов: уже сейчас и компании, и граждане предлагают массу нестандартных решений по переработке отходов и их повторному использованию на благо общества. Один из самых интересных проектов – Plus Pool в Нью-Йорке, где энтузиасты собрали через краудфандинговую платформу Kickstarter $400 тыс. на разработку одного из первых в мире общественных бассейнов на основе очищенных сточных вод. Как утверждают разработчики, такая вода будет полностью безопасна для людей, а также станет хорошим примером того, как минимизировать ущерб природе.
Несмотря на то что умные города нацелены на повышение комфорта жизни в городской среде, их развитие влечет за собой и новые проблемы. Одна из них – безопасность и повышенный риск утечки персональных данных. С интеграцией всех городских сервисов в единую систему станет возможным получение доступа ко всей истории перемещений и действий каждого конкретного гражданина. Таким образом, само понятие приватности если не исчезнет, то окажется под угрозой. Некоторые города уже платят такую цену за снижение уровня преступности, например Сингапур, где многочисленные камеры видеонаблюдения снизили количество преступлений, но заметно ужесточили контроль государства над обществом. В Китае проблему уже готовятся довести до абсурда: власти обдумывают «карточную» систему, которая будет отслеживать и оценивать каждый поступок гражданина, в зависимости от этого открывая или закрывая для него социальные возможности.
$1,5 трлн
ПРЕВЫСИТ ОБЪЁМ ГЛОБАЛЬНОГО РЫНКА ТЕХНОЛОГИЙ, СВЯЗАННЫХ СО СМАРТ-ГОРОДАМИ
Растущее количество смарт-городов открывает массу возможностей для бизнеса. Согласно исследованию консалтинговой компании Frost & Sullivan, к 2020 году объем глобального рынка технологий, связанных со смарт-городами, превысит $1,5 трлн. Среди самых быстрорастущих окажется рынок «умной» энергетики, который будет развиваться благодаря распространению смарт-гридов и других «умных» решений. Кардинальные перемены наступят после 2020 года с появлением аккумуляторов, способных долгое время сохранять большие объемы электроэнергии, например выработанной в результате преобразования солнечной или ветровой энергии. По прогнозу Frost & Sullivan, рынок «умной» энергетики будет расти со средней скоростью 28,7% в год и к 2025 году составит почти четверть от объема глобальных рынка смарт-городов.
Ключевыми драйверами развития смарт-городов станут сенсоры, которые будут становиться все меньше в размерах и будут иметь все больше возможностей подключения к технологиям связи и интернета вещей (LoRa, LTE, Low Power WiFi) и синхронизации с другими системами в «умных» зданиях. Этот рынок также будет расти: ожидается, что в 2025 году он составит 7% от общего рынка смарт-городов.
Наконец, будет расширяться «умная» и экологически безопасная инфраструктура в городах, особенно в части управления муниципальными отходами и очистки сточных вод. Как рассчитывает Frost & Sullivan, с 2012 по 2025 год этот сектор будет расти в среднем на 12% в год по мере появления решений для переработки отходов в возобновляемую энергию.
Все это откроет новые возможности для частного бизнеса, который сможет разрабатывать и продавать решения по анализу данных, облачные сервисы и прочие технологии, позволяющие гражданам взаимодействовать с «умными городами».
Скрыть текст