М.К. Трофимова и И. Свеницкая хорошо пишут:
В ответ на: В гностицизме проявляется умонастроение, окрашенное переживанием человека своей
тождественности абсолютному, присущ ее, например, культуре Древней Индии. Специфику же составляет то, что при этом умонастроении определяющей стала тема знания - самопознания. Убежденность в своей тождественности абсолютному отвращала гностика от социальности, ориентированной на признание других, влекла его к самоуглубленности, к медитативной активности. Это умонастроение искало средств не только понять и обосновать, но и пережить в личном опыте свою продолженность в мироздании, неограниченность от его основ. Особая роль личного опыта препятствовала созданию единого учения, более или менее твердой догматики.

Иисус сказал: Я встал посреди мира, и я явился им во плоти. Я нашел всех их пьяными, я не нашел никого из них жаждущим, и душа моя опечалилась за детей человеческих.