Решила сюда выложить такой материал. Для информации, раз сама эту тему развила.

По факту использования подложного протокола общего собрания собственников о создании ТСЖ или о выборе управляющей компании имеются реально возбужденные уголовные дела по ч.ч. 1 и 3 ст. 237 УК РФ.

Выступление Уполномоченного по правам человека в Москве А. И. Музыкантского на коллегии Прокуратуры Москвы 04.02.2011
Показать скрытый текст
Второй вопрос – это ТСЖ. В Москве за 15 лет с 1992 года создано примерно 2500 ТСЖ и еще в городе действуют около 2000 жилищных кооперативов, которые возникли еще начиная с 1960-х. А в 2007 году была принята программа массового развития ТСЖ, и за 3 года создано сразу еще примерно 6000 новых товариществ. Некоторые из «старых» жилищных объединений (ТСЖ или ЖСК) работают вполне удовлетворительно. Но вот создание 6 тысяч новых ТСЖ за последние 3 года, это кампанейщина. В массовом порядке были сфальсифицированы протоколы общих собраний собственников и иные документы. Пресса была переполнена сообщениями на эту тему. После моего обращения к мэру Москвы от 10.02.2010 (ровно год назад) эти «нарушения» приказано было устранить. Была принята соответствующая программа. Однако во многих случаях более точно эту ситуацию можно описать не как «нарушения», а конкретными статьями Уголовного кодекса. Московскими судами было рассмотрено около 400 исков жителей о ликвидации подобных ТСЖ. Для подготовки подобных исков жителям требовалось провести серьезную юридическую и организационную работу. Но, что характерно, только в 20 случаях эти иски были поддержаны прокурорами. Между тем Закон «О прокуратуре» содержит норму о том, что прокурор предъявляет или поддерживает иск в суде «...когда нарушены права значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение». И, тем не менее, только 20 исков граждан были поддержаны прокурорами. И мне известно только лишь четыре случая, когда городские структуры (ГУИС) выступили с иском о ликвидации ТСЖ, в остальных случаях в судах они боролись с жителями до последнего.

И все-таки, в основном, указанные иски были удовлетворены. Фальсифицированные протоколы общих собраний были признаны судом недействительными, и были приняты решения суда о ликвидации «липовых ТСЖ». Но ГУВД и прокуратура придерживаются позиции, что никакого преступления при этом совершено не было, «поскольку в результате действий по созданию ТСЖ хищения имущества, а также приобретения права на чужое имущество не установлено, а также не установлено фактов, свидетельствующих о получении сотрудниками указанных организаций (ГУИС района и др.) каких либо выгод имущественного характера». (Из постановления ст. следователя СО по Измайловскому району СУ СК при прокуратуре РФ по Москве об отказе в возбуждении уголовного дела). Но это лукавая позиция. Председатель липового ТСЖ (чаще всего – сотрудник или руководитель ГУИС) получает право и реально принимает решения, в результате которых имеется реальный ущерб. Он принимает решение о выборе управляющей компании, он подписывает документы по капитальному ремонту, а в некоторых случаях и об аренде помещений в доме. И все это на основании фальсифицированного протокола. Все подобные вопросы не исследуются дознавателями, а прокуроры не настаивают на их изучении. Но некоторые прокуроры идут еще дальше. Есть постановление прокурора об отмене постановления следователя о возбуждении уголовного дела по факту подделки протокола общего собрания жителей о создания ТСЖ на том основании, что «протокол общего собрания не является официальным документом». Как говорится дальше ехать некуда.
Но между тем, по факту использования подложного протокола общего собрания собственников о создании ТСЖ или о выборе управляющей компании имеются реально возбужденные уголовные дела по ч.ч. 1 и 3 ст. 237 УК РФ. Но только дело в том, что все они не московские. Их передали мне мои коллеги из других регионов.
В других регионах этот вопрос решен.

Приведу лишь один пример.
16.12.2010 в Санкт-Петербурге возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст. 327 УК РФ (использование заведомо подложного документа). Речь идет о подложном протоколе № 1 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 14.10.2010, который был использован для передачи управления этим домом УК ООО «ЖСК № 2». Этот факт приобрел особое значение после того как 13.01.2011 куском льда, упавшим с крыши другого дома, находящегося в управлении той же УК был убит 6-летний мальчик. И в общественном сознании накрепко увязались эти два факта: подделка протокола и гибель ребенка. Потому, что многие частные компании, которые ринулись в этот сектор, вовсе не для того фальсифицируют документы, чтобы следить за чисткой кровель и надлежащим уровнем обслуживания домов, а имеют своей целью завладение финансовыми потоками.

Сейчас в Москве прошла уже вторая волна фальсификаций -- это подделка решений собственников по выбору управляющей компании. Общая схема здесь следующая. Начальник ГУИС, (т.е. муниципальный чиновник), используя фальсифицированные документы, становится председателем ТСЖ в 80 домах (и это не предел: известный мне «рекорд по Москве» это чиновник, ставший председателем 104 ТСЖ). Затем он передает своим решением управление всеми домами в частную компанию, потом увольняется. Но поскольку передача 80 домов представляется недостаточным, еще несколько десятков домов, в которых не создано ТСЖ, передаются в управление той же компании на основании фальсифицированных протоколов собраний собственников. И если это не коррупция, то, что такое коррупция. И кто как не прокуратура должна этим заниматься? Но реакция прокуратуры весьма своеобразная: «Учитывая, что документация по созданию ТСЖ и выбора способа управления домами согласно информации ГУ ИС района «Арбат» уничтожена, дать оценку соблюдения установленного жилищным законодательством процедуры проведения общего собрания и законности принятых им решений, не представляется возможным». (Из ответа Первого заместителя прокурора Москвы на коллективную жалобу жителей)). Но ведь эта задача решается очень просто. Во-первых, можно послать участкового, он опросит жильцов и через два дня станет ясно – было собрание или не было. Во-вторых, документация по выбору управляющей компании (в том числе протоколы собраний собственников) является неотъемлемым приложением к Договору о выплате управляющей компании бюджетных субсидий. А такой договор с УК заключает не ГУИС района «Арбат», а ГУИС ЦАО. И надо было бы, по крайней мере, запросить ГУИС округа имеется ли у него договор, согласно которому управляющей компании выплачено из бюджета десятки миллионов рублей. Ничего удивительного нет в том, что при подобной позиции прокуратуры подобная практика массовой фальсификации приводит к тому, что во многих районах города («Арбат», «Басманный», «Красносельский», «Аэропорт», «Левобережный», «Свиблово», «Зюзино», «Котловка» и др) ГУП ДЭЗ фактически оказались банкротами. Усматриваются ли тут признаки преднамеренного банкротства? Особенно с учетом того, что при смене управляющей кампании все активы передавались новой частной кампании, а все долги оставались у государственной ГУП ДЭЗ. Однако прокуратуры и здесь не принимают меры.

Еще один пример.
«5.04.2010 участковым уполномоченным району «Арбат» по коллективному заявлению жителей вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, которое 3 июня 2010 года заместителем Пресненского прокурора было отменено, а материал возвращен для проведения дополнительной проверки. По ее результатам 01.01.2010 дознавателем ОД УД по ЦАО вынесено постановление о возбуждении уголовного дела в отношении неизвестного лица по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 330 УК РФ (Самоуправство). Однако в тот же день и.о. заместителя прокурора ЦАО … данное постановление отменил как незаконное, в связи с отсутствием состава преступления.» (Из письма зам. начальника ГУВД). При этом возбуждено уголовное дело было в 18:45, и прокурор успел изучить материалы и вынести постановление об отмене в тот же день.

Может быть проверяющие органы загипнотизированы масштабами нарушений. Опасность в том, что разрушается ГУП ДЭЗ, их функции передаются к управляющим компаниям, которые пришли к управлению жилым фондом во многих случаях криминальным путем. За деятельностью этих компаний нет надлежащего контроля ни со стороны городских структур, ни со стороны жителей. Объективно позиция городских властей и пассивная политика правоохранительных органов ведут к легализации произошедшего в течение последних двух леи криминального передела рынка управления жильем. Следствием этого могут быть очень неприятные вещи. Разве мало было обманутых вкладчиков, обманутых дольщиков? Теперь еще возникают «обманутые жители». Следствием является рост недоверия жителей к органам власти. И если, в результате подобной политики властей и правоохранительных органов из каждого дома, где создано «липовое ТСЖ, на митинг выйдет по 5 человек, то для них не хватит никакой Триумфальной площади.
Необходимо координировать работу всех органов городской власти и правоохранительных органов по выходу из данной ситуации.
Скрыть текст

Главное — погладить КОТА.