В ответ на: Только эти физические ограничения - сотая доля барьеров, нас окружающих. Еще 99 процентов люди строят сами, в своей голове, приравняв "неприемлимо, страшно, неудобно, невкусно, некомильфо" к "невозможно". Человек загоняет себя в рамки условностей, а потом он же жалуется на отсутствие выбора. )))
......
"Настоящий джентельмен" свободен, потому что истинная суть и применимость ограничений ему ясна. Он подчиняется или не подчиняется им не по воле общества, не согласно правилам этикета, а по внутренним установочным критериям.
Конечно же я не о внешних ограничителях))) Это вообще другое. Свобода как категория сознания, как концепция мировоззрения, на мой взгляд, фикция.
Твой джентельмен, осознающий ограничения, не может быть свободен. Это марксовское определение свободы как осознанной необходимости мне нравится очень. Но это тоже не суть чистая свобода. Опять: относительно чего мы меряем? Можно ли быть свободным в узком промежутке ограничений? Только так и можно. Это единственно возможная, на мой взгляд, свобода.
Вспомнила монолог сатирический про родовитого пса и цепного Кабысдоха. Один говорит: "Я свободен, я куда угодно с хозяином поехать могу - вот, в Англию в вояж собираемся!". А другой: "А я тоже свободен - целых пять метров вдоль забора туда, пять обратно. Хочу - стою, хочу - лежу, хочу - сплю!" ))))))
Абсолютная, чистая Свобода - это отсутствие существования. Во всех остальных случаях - это либо контроль разума (осознанные ограничения), либо подсознательный выбор в рамках безопасного, приятного, благого (то есть, подсознательные и инстиктивные ограничения). Причем, в ТВОЕМ СОБСТВЕННОМ, а не в объективном понимании этого блага.
Сильвер вот только что это показал в диалоге со Стич, рассуждая о своей "свободе" в своих рамках :)своего мировоззрения, имеющего неповторимую и индивидуальную структуру и наполнение.
Обобщенное, концептуальное понятие свободы, в некотором виде присутствующее в тезаурусе любого человека, есть голая абстракция, не имеющая под собой почвы в жизни.
Опять настойчиво я говорю, что она патологически взросла и развивалась в процессе создания теории гносеологического мышления, одновременно с декартовским рационализмом и всякими новейшими беконовскими и локковскими отвлеченно-философскими категориями)))
И уже потом категория свободы как понятие была привита, внедрена в сознание широкого круга людей и общественные институты для того, чтобы регламентировать и провоцировать развитие социума (включая малые группы). Дело в том, что понадобился на новом уровне развития общества искусственный катализатор конфликтов и револиций, который по сути заместил отмирающие ценности рода, племени, которые были основаны только на зависимости. Эти древние ценности были замещены новой гуманистической ценностью: жизнью конкретного человека как таковой. А также "неоспоримыми" обоснованиями этой ценности, в частности свобода стала одним из таких обоснований.
И греческая философия, и христианство, и главное - идеалы возрождения (человек - венец творения)подготовили появление этого понятия в новое время сначала в картезианстве, а потом оно было внедрено в сознание людей, где поныне и пребывает (у всех!!! и у меня, конечно же, тоже)
Хотя, в раннем христианстве речь вообще-то идет не о свободе, а о свободе ВОЛИ человека. (Свобода понимается в этом словосочетании как наличие некоторого пространства, зазора, дающего возможность для динамики, движения чего-либо)
А ключевое понятие здесь было: воля. Как некий направлюящий импульс желания, хотения, который управляет и мыслями, и чувствами, и поступками человека.
Кстати, именно в этом значении и с этим корнем - ВОЛЯ - слово "свобода" существовало в русском языке и в русской культуре. Слово "свобода" как перевод французского "либерти" появился только в 18 веке, в екатерининскую эпоху просвещения.
Пушкин-то писал о воле)))
На свете счастья нет,
Но есть покой и воля.
Я с ним согласна.
А свободы нет.
P.S. Перечла и поняла: ты тоже говорил о ВОЛЕ своего джентельмена, который осознал ограничения. И поэтому он свободен, то есть, лучше сказать, волен - ибо у него есть этот вектор, импульс волевой, идущий от его Я во внешний мир, которым он управляет. С этим я согласна.
Меня держала за ноги земля, голая тяжелая земля... (С)